Схемы освещения с одним источником света. Схемы света для портретной студийной фотосъемки

Одна из самых приятных задач, которую ставит перед собой любой фотограф в процессе портретной съемки - найти правильное освещение, подходящее клиенту.

Хотя и трудно ошибиться, подбирая осветительное оборудование - зонты или софтбоксы – для конкретной портретной съемки, так как с их помощью можно получить мягкое, рассеянное освещение, которое подходит для большинства людей, но правильная постановка света имеет ключевое значение для получения хорошего результата.

В этом уроке мы рассмотрим несколько способов освещения с использованием только одного источника света и одного отражателя.

Подготовка к съемке

Для начала, до установки осветительного оборудования, мы сделали снимок модели с использованием встроенной вспышки на камере. Снимки «до» сделаны для того, чтобы сравнить их со снимками «после», которые будут получены после установки подходящего освещения.

На втором изображении хорошо заметно, что мы запечатлели тот момент, когда включилась встроенная вспышка у камеры в руках фотографа. Видно, насколько яркий свет от вспышки даёт резкий контур тени на поверхности стены (Изображение 1 и 2).

Хотя первые снимки получились неплохими, но из-за встроенной вспышки лицо модели выглядит на фото неестественно. Кроме того, обратите внимание на то, как блестят лоб, нос и подбородок. Как видите, при таком ярком освещении на лице видны блики, в результате чего сложно получить идеальные фотографии (Изображение 3).

Основной / дополнительный свет

Далее мы решили использовать отражательный зонт, чтобы осветить модель со спины. С помощью такого освещения модель на снимках будет выглядеть более естественно и выразительно. После отключения встроенной вспышки мы собрали комплект отражательного зонта Photoflex StarFlash 300/Umbrella, и установили его справа от модели, чуть позади нее, так, чтобы он служил в качестве основного / дополнительного света (Изображение 4).

После того, как свет был установлен так, как мы хотели, мы сделали снимок (Изображение 5).

Несмотря на то, что свет от зонтика обеспечил хорошую подсветку, но большая часть лица модели все же осталась в тени. Это вовсе не означает, что мы получили плохой результат. Все зависит от результата, который вы хотите достигнуть, но в данном случае мы хотели создать более светлый образ для нашей модели. Впоследствии мы решили использовать отражатель, чтобы направить основной / дополнительный свет на области тени на лице.

Мы установили Photoflex 42″ MultiDisc kit слева от модели и сделали другой снимок (Изображение 6 и 7).

В результате видно, что диск-отражатель позволил получить яркое, но в то же время мягкое подсвечивание левой стороны лица модели, а в ее глазах загорелись огоньки – это блики света от отражателя. Из-за того, что модель стоит в определенной позе, правая часть ее лица по-прежнему остается в тени.

Также видно, как основным / дополнительным светом ярко освещены участки на кончике носа и подбородке. В целом, из-за теней на лице, оно выглядят слишком тяжелым по сравнениюс образом, который мы пытаемся получить в итоге.

Чтобы немного выровнять тон на лице, мы попросили модель повернуть лицо к отражателю так, чтобы оно было подсвечено более мягким светом и чтобы убрать яркие блики от основного / дополнительного света на носу и подбородке.

В результате мы видим значительно лучший тон на лице, однако на правую сторону лица, в области носа, все еще падает темная тень (Изображение 8).

Соответствие освещения и объекта съемки

Когда Вы продумываете варианты освещения для съемки, Вы можете вполне поймать себя на мысли, что Вам совсем не нравится, как выглядит конкретный объект на снимке при определенном освещении. Если это произойдет, то лучше всего начать перемещать источник основного света и менять позицию вашей модели, а не просто переставлять все осветительное оборудование, которое Вы так долго настраивали.

В нашем случае мы убрали диск-отражатель (MultiDisc) и попросили модель отойти на расстояние от источника основного / дополнительного света. Когда мы подобрали подходящую позу (Изображение 10), мы сделали снимок, показали результат модели на дисплее цифровой камеры, и попросили ее не менять позицию для следующих снимков.

На следующем этапе мы опять использовали диск-отражатель (MultiDisc) для создания эффекта заполняющего света, но в этот раз поднесли его ближе к камере таким образом, чтобы свет-отражение, которые падает на лицо, не оставлял темную тень на противоположной стороне носа (Изображение 11 и 12).

В результате видно, что незначительная перестановка света и смена позиции модели позволили получить гораздо лучший результат. Правильно поставленный основной / дополнительный свет позволил сделать снимок, на котором хорошо просматривается текстура волос, а модель не сливается с фоном. Диск-отражатель (MultiDisc) позволяет создать эффект мягкого подсвечивания кожи лица и живые огоньки света в глазах.

Используя только один источник света и отражатель, нам удалось получить очень грамотное освещение и выразительный образ.

Перемещение источника основного света

Далее мы решили попробовать разное освещение для съемки нашей модели за счет перемещения источника основного света так, чтобы свет падал прямо на лицо. Сначала мы расположили источник основного света так, как это делают многие фотографы в фотостудиях – на значительном расстоянии от модели (Изображение 14 и 15).

На полученных снимках виден результат съемки при таком освещении. Перемещение источника основного света на определенное расстояние от модели позволяет полностью осветить модель – с головы до ног, но также усиливает контрастность света. Яркое контрастное освещение часто не подходит для большинства портретных съемок, так как подчеркивает недостатки кожи, а на снимках видны яркие «световые пятна» и темные тени, которые могут исказить черты лица вашей модели.

На снимке видно, что при таком освещении кожа модели выглядит менее гладкой (кликните на картинку для просмотра изображения большего формата). Также обратите внимание на «световое пятно» на кончике ее носа и резкие глубокие тени на левой стороне лица (Изображение 16).

Снижение контраста

Чтобы смягчить освещение от отражательного зонтика, мы просто перенесли его ближе к модели и установили справа от камеры (Изображение 17 и 18).

Помните, чем ближе источник света к объекту съемки, тем лучше освещен Ваш объект. И чем больше источник света, тем мягче освещение Вы получите в итоге.

Улучшения, которых мы добились, просто переместив источник света, значительны. Лицо мягко подсвечено, в глазах модели видны естественные огоньки света, а тени в области носа и подбородка смягчены и менее заметны. В целом, при таком освещении модели на портретах выглядят привлекательно (Изображение 19).

Грейферное освещение

Далее мы решили использовать диск-отражатель (MultiDisc) для подсветки темных участков теней на лице модели так, чтобы снизить контраст на снимке. Мы выбрали поверхность диска-отражателя (MultiDisc) золотого цвета, чтобы смягчить тон кожи, и расположили его под углом к источнику основного света.

Такой способ освещения называют «грейферным освещением» из-за качества света, который получается при определенной установке осветительного оборудования. Такой тип освещения обычно используют на фотосессиях для модных журналов (Изображение 20 и 21).

Хотя с помощью диска-отражателя (MultiDisc) нам удалось высветить тени и зрительно сделать менее заметными морщины на лице, но мы решили, что снимок получился слишком яркий.

Важно помнить, что каждое лицо, которое Вы фотографируете, индивидуально и, в зависимости от тона и строения лица модели, нужно подбирать свет индивидуально (Изображение 22).

Чтобы уменьшить эффект заполнения светом от диска-отражателя (MultiDisc), мы просто отодвинули диск от модели приблизительно на 30 см. Когда все было готово для съемки, мы попросили модель менять позы, пока мы будем ее снимать. Ниже представлена самая удачная фотография (Изображение 23).

В данном уроке мы продемонстрировали, как можно с помощью разного освещения создать множество разных стилей, используя только один источник освещения и один отражатель. Внимательный фотограф в процессе портретной съемки использует освещение, чтобы передать характер объекта.

Экспериментируйте с освещением и получайте удовольствие от процесса съемки!

Один источник света является необходимым и, зачастую, достаточным условием для создания шедеврального портрета.

Какие источники света бывают по своей природе?

Естественное освещение - это солнечный свет в самых различных вариациях. Это могут быть прямые солнечные лучи, рассеянный свет из окна, открытая тень.

Искусственное освещение - различные источники света искусственного происхождения. Это могут быть электрические лампы накаливания общего бытового и промышленного назначения, люминесцентные и импульсные лампы, декоративные огни и многочисленные другие источники.

Доступный свет - это свет, который доступен нам в данное время и в данном месте, и у вас нет возможности его каким-то образом изменить.

Мягкий и жесткий свет

Жесткий свет – это такой свет, при которой мы видим резкие границы теней. Тень четко повторяет форму освещаемого жестким светом объекта. Такой свет можно получить с помощью традиционных жестких источников света, таких как вспышка со стандартным рефлектором, с помощью портретной тарелки или же с помощью маленького зонта или софтбокса, если отнести их хотя бы на полтора-два метра от модели.

Мягкий свет — очевидно, самый часто применяемый в студийной съемке свет. Его характеризует наличие невыраженной, порой едва угадываемой тени. Граница теней очень широкая, благодаря чему сглаживаются все детали, превращая тень в бесформенное пятно, в котором практически не угадывается форма освещаемого объекта.

Не будем углубляться в плюсы и минусы этих типов света. Но хочу акцентировать внимание на различии понятий мягкости света и контрастности .

Закон обратных квадратов

Интенсивность света, падающего на модель, будет обратно пропорциональна квадрату расстояния от источника до модели.

commons.wikimedia.org

Предположим, что наш источник стоит на расстоянии 1 метр от модели. Если мы отнесем его на расстояние 2 м, то квадрат расстояния будет равен 4. Обратная величина которого соответственно – 1/4, т.е. до объекта съемки дойдет лишь четверть мощности освещения от источника света, а совсем не половина, как кажется изначально.

Сегодня мы поговорим об одном источнике искусственного света.

Съемка студийного портрета. Варианты размещения источника света

Заполняющий свет. Ростовой портрет

Один источник света позволяет снимать ростовые портреты, освещая модель во весь рост. Для этого требуется источник света с большим рассеивателем (октабокс или софтбокс) отнести на достаточное расстояние (3-4 метра) от модели и поднять его так высоко, чтобы он светил под углом приблизительно в 45 градусов.

В соответствии с уже упомянутым законом обратных квадратов перепад освещенности между головой модели и ее ногами может составить всего 1/3 ступени, что легко поправить на постпродакшн.

Эта схема применяется, например, для каталожной съемки одежды.

Рембрандтовский свет

Ставшая уже классической схема портретного освещения.

Знаменитый голландский живописец Рембрандт Ван Рейн во многих своих портретах использовал свет, который, падая на лицо модели на теневой стороне, создавал световое пятно в виде треугольника.

Художник по праву считается мастером работы со светом и тенью, поэтому его метод был был использован фотографами для портретной съемки. А схема света названа его именем.

Один источник света располагается под углом 45° к модели на уровне щеки, на теневой стороне лица виден световой треугольник, равный высоте носа и ширине глаза. Необходимо убедиться, что в глазу на теневой стороне также присутствует блик от источника света.

Paramount (бабочка, голливудский, гламурный)

Данный тип света называется в честь студии Paramount и также известен как: бабочка, голливудский или гламурный свет.

Рисующий свет расположен фронтально и направлен прямо на лицо модели сверху под углом примерно 45 градусов. Так мы сформируем симметричную тень от носа, которая должна быть не более чем до половины расстояния до губ. Подобная постановка света позволяет максимально идеализировать кожу модели, поэтому считается, что данная схема света как нельзя лучше подходит для съемки женщин. Для заполнения глубоких теней, неизбежно возникающих в данном случае, можно использовать отражатель, который размещается снизу.

Схема света Петля (Loop)

Схема освещения Петля является вариантом предыдущей схемы Paramount. Такая схема света позволяет сформировать красивую тень на щеке модели.

Рисующий свет должен быть ниже, чем при использовании в схеме Paramount, и расположен не фронтально, а чуть сбоку. Освещение Петля помогает расширить лицо и подходит для работы с узкими лицами. Петля от области носа не должна коснуться теневой области стороны лица. Это — самая интересная световая схема. Создает красивый трехмерный эффект лица и тела модели.

Без чего не может быть фотографии? Правильно: без света. Существует два основных света: естественный и искусственный. Естественный - это солнышко, понятно. Искусственный делится на постоянный и импульсный. Мы сегодня поговорим о искусственном постоянном свете, то есть - о работе в студии. Тема сегодняшней статьи - десять основных схем для фотографирования.

Давайте сразу определимся с тем, какие бывают виды студийного света.

Всего их четыре: контровый, фоновый, заполняющий, рисующий. Согласно классической традиции их следует выставлять обратно тому порядку, который мы тут указали. Но мы считаем, что времена меняются и ничто не стоит на месте, в том числе и фотография.

Характеристики света

Есть критерии, по которым и оценивают свет. И вы должны их все усвоить, чтобы дальше было проще воспринимать содержимое нашей статьи.

  • Мягкий / жесткий свет. То есть характеристика характера света. Мягкий свет часто делают синонимом «рассеянного», что не совсем верно. Это однобокое понимание. Лучше сказать, при мягком свете площадь световой поверхности больше, если сравнивать с объектом. Жесткий – это направленный свет (он создает глубокие тени, градиент невелик, контрастность высокая). В жестком больше драмы, яркости.
  • Каким способом мы получаем освещение. Какой характер: направленный, рассеянный или отраженный?
  • Направленность. За точку отсчета берется модель и вот как направлен относительно неё (фронтально, боком, контрово, вверх или вниз), так направление и называется.
  • Характер источника . С этого мы начинали. То есть – об искусственном или естественном свете идет речь.
  • Цветовая температура (измеряется в Кельвинах). Этой величиной характеризуется теплота или холодность света. Понятие цветовой температуры неразрывно связано с другим фундаментальным термином «баланс белого».

Виды источников света

Фоновый

Фоновый свет, как следует из названия, освещает фон. Для него используется направленный или мягкий и рассеянный свет. Главная задача фонового света – выделить объект съемки, отделить модель от фона. Если вы хотите получить идеальный белый фон, то следует на задник направить свет более мощный, нежели на объект.

Если у вас цветной фон и перед вами стоит задача подчеркнуть снимаемый объект, то на фон направляется менее мощный свет, чем на модель. В зависимости от поставленной творческой задачи выставляется фоновый свет.

Контровый (контровой)

От слова counter (встречный). Как следует из названия, он отвечает за создание контура. Выставляется за моделью (между объектом съемки и фоном). У выдаваемого при помощи этого света светового контура может быть несколько функций: имитация воздушной дымки, подсветка фактуры, игра со светом на прозрачных и полупрозрачных предметах съемки.

Соответственно: чем ближе стоит источник света к камере, тем больше полоса контура и чем дальше, тем уже. Более-менее понятно?

Заполняющий

Как мы уже сказали, в классической фотографии рассказ об источниках света начинают именно с него. Функция данного источника света – сбалансированно осветить модель, то есть сделать так, чтобы стали хорошо видны детали, а видимые тени, напротив, - убрались. При настройке можно опираться на уровни.

Заполнение светом добавляется при достижении двадцати-тридцати уровней по теням. Выделяют также выравнивающий свет. Он отвечает за освещение теневых участков модели, выставляется в противоположной стороне от рисующего.

Рисующий (key light)

Его еще называют «ключевой свет». Это основной свет в любой схеме.

Он, согласно своему названию, отвечает за прорисовку основных объемов, форм и фактуры модели. Обычно для него используется боковой свет, который поднимают немного повыше, чем находится верхняя точка модели.

Как настраивается свет?

  1. Устанавливаем на источнике света среднюю мощность;
  2. Делаем пробный кадр, анализируем полученный вариант;
  3. Делаем поправки по мощности – больше или меньше (в зависимости от того, что нам нужно получить);
  4. Переход к следующему источнику.

Стандартная настройка фотоаппарата при студийной съемке:

  • ISO – 100, выдержка – 1/160, F – 8.

Десять схем для студийной съемки

Гвоздь нашей программы. Прежде, чем перейти к основной теме, заметим, что важно научиться сначала управляться двумя источниками света. Как только вы их в совершенстве освоите, для вас не будет проблемой ни пять, ни шесть, ни пятнадцать источников. Плюс два источника – это стандарт.

Схема номер один

Здесь используются моноблок и тарелка. Да, фон белый. На выходе получается жесткий рисунок с четким переходом между тенью и светом, без градиента (плавного перехода).

Модель располагается в данном случае близко к фону. В таком случае фронтальный свет даст хорошую плотную и короткую тень. Это очень здорово смотрится. Что касается моноблока, то варианты использования зависят от вашей авторской концепции. Сориентируем: если моноблок расположен над моделью, длина тени будет больше. И чем выше, тем – длиннее. Мы рекомендуем в данном случае использовать стойку-журавль, которая имеет несомненные преимущества перед обычной стойкой, потому что ее можно выставить строго напротив объекта съемки и она не будет вам мешать в процессе.

Схема номер два

В данном случае подразумевается использование двух источников (два моноблока плюс два белых зонта). И белый фон. Ставим свет по диагональной плоскости. Ключевой, то есть – рисующий свет является здесь основным источников.

Он дает мягкость. Далее – заполняющий, он выполняет вспомогательную функцию, то есть - призван убирать провалы по теням справа. Он же придает объем при портретной съемке. Рекомендуем развернуть объект в ¾ к камере. Рисующий свет ставится напротив / немного выше лица. Заполняющий ориентируется на уровень плеч. Свет на фоне должен равномерно распределиться. Порегулируйте мощность и попробуйте незначительно поменять ракурс источников.

Схема номер три

Оборудование: моноблоки, белый фон и зонты белого цвета. Ставим свет на уровне глаз / чуть выше объекта – справа и слева. Глубокие тени исключаются.

Схема номер четыре

Один источник. Оборудование: моноблок, зонт, который просвечивается и, наконец, меняем белый фон на черный. Моноблок выводится на уровень головы. В результате должна появиться в снимке глубина и характер.

Другое дело, что одни моделям такой вариант подходит, другим – нет. Попросите ее отойти на некоторое расстояние от задника.

Схема номер пять

Два источника. Моноблок, зонты «на просвет» плюс черный задник. Ставим два источника по левую сторону и по правую, немного по диагонали относительно объекта. Рисующий свет выполняет роль главного, соответственно его мы ставим слева.

Благодаря ему на лице модели вырисовывается треугольник света. Контровой свет ставим в правой часть, с помощью него мы придадим объекту объем, подсветив фигуру и волосы. Можно немного засветить фон, благодаря чему мы получим темно-серый градиент. Поэкспериментируйте с мощностью света и с углом падения его, а также с расположением модели относительно фона.

Схема номер шесть

Два источника плюс черный фон, рассеиватель («чашка», идущая в комплекте к моноблоку). Каждый из источников ставится, соответственно, по диагонали справа и по диагонали слева от объекта.

Рисующий свет (главный) ставится перед моделью, благодаря чему мы получаем равномерное освещение сцены на всем пространстве съемки. Второй, контровой источник, ставится at the back и справа.

Дополнительный источник придаст жесткости световому ключу, одновременно придав объема. Рассеиватель поможет вам получить классные, светотеневые переходы, характеризующиеся особой жесткостью, без градиента.

Схема номер семь

Исходные данные: пара источников (моноблоки, зонты), белый задник. Ставим свет слева и справа под 90 градусов. Задача световых источников – заполнение. На выходе мы получим красивый светотеневой рисунок в левой и правой части.

Интересно глубокие тени получим в центре лица фотографируемого. Портрет получается выразительным, даже брутальным. Соответственно, это более подходящий вариант для мужчин-моделей. Белый фон получается не чисто белым, а приобретает серые оттенки.

Схема номер восемь. «Голливудский потрет»

Моноблок, рефлектор типа «тарелка», моноблок и «чашка». Здесь работаем с белым фоном. Тарелка ставится спереди, чуть выше линии глаз объекта. На выходе получается «бабочка», то есть интересная тень, падающая от носа модели.

Название схемы оправдывается тем, что в американской киноиндустрии действительно есть традиция делать такие портреты. Чем выше мы ставим рефлекторный свет, те длиннее тень, падающая от носа. Располагаем модель в метре от задника, на него должна падать тень. Кадр характеризуется плотностью.

Контровый свет выставляем дополнительно, сзади модели, на высоте плеч. Результат – прорисовка волос плюс объем.

Схема номер девять

Этот вариант схож с третьей схемой. Моноблоки ставятся точно так же.

Зонты белого цвета и фон того же окраса. Но здесь мы не используем импульсный свет. Здесь будет меньшая мощность света, за счет чего можно получить малую глубину резкости, что для портрета очень здорово.

Последняя схема. Рембрандтовская

Одна из самых распространенных и эффектных схем. Работает на контрасте между темной и светлой часть фотографии, за счет чего и получается такой объем. Названа в честь художника эпохи Возрождения, потому что это был излюбленный его прием игры со светом и тенью. Теперь считается классикой портретной фотографии.

Используется один источник (с чего начали, тем и закончим). Он ставится на расстоянии 1, 5 метров относительно модели, над головой и в 2-х метрах от камеры. Угол падения света равен сорока пяти градусам.

Расстояние от камеры и модели зависит также от характера света, а также от индивидуальных особенностей внешности модели. Используем рисующий свет, отражатель (45 градусов от вспышки), чтобы подсвечивать тени, а также не терять элементы фотографии в тени.

Эпилог

В завершение мы хотим сказать, что главное в нашем деле - это практика, практика и еще раз - практика. И не важно, как эти схемы называются, важно, чтобы для вас это не звучало абстракцией. Пробуйте, экспериментируйте и все у вас получится.

Читайте наш материал о том, как фотографировать используя только один источник света. Он будет полезен как начинающим фотографам, так и фотолюбителям!

Способов и видов освещения в студии крайне много. Начиная от освещения одним источником, заканчивая использованием нескольких источников вместе с рассеивающими зонтиками и экранами. Хотелось бы начать с основ, именно поэтому в этой статье мы будем говорить об освещении одним источником света.

Хотя этот способ освещения в студийной съемке мало используется фотографами, мы постарались подобрать иллюстрации, как можно более полно отражающие данные световые схемы, даже если при их создании фотографами использовался более чем один источник света.

Теоретически лучшим источником света является естественное освещение, так как само солнце - одиночный источник. Но освещение от одного источника в студии никогда не получаются таким, как при прямом солнечном свете, поскольку в студии лампы расположены всегда очень близко к объекту.

Nikon_light_1" height="466.6666666666667" src="https://ic.pics.livejournal.com/nikonofficial/39162016/599304/599304_original.png" title="Nikon_light_1" width="700">

Когда источник света расположен непосредственно над фотоаппаратом, точно над оптической осью объектива, то возникают довольно резкие тени под подбородком и на заднем плане под волосами. Глаза, однако, освещены хорошо. Заметьте, прямое освещение придает особый блеск волосам. Но есть и большое «но», в этом случае свет не моделирует форму лица, и оно получается довольно широким, с мелкими чертами.

Освещение под углом в 45 градусов

Первостепенная задача такого света осветить самые главные элементы, подчеркнуть объем и формы снимаемого объекта или модели. Самостоятельно подобный свет употребляется редко, так как он дает контрастное освещение, затрудняющее проработку деталей из-за большого интервала яркостей.

Освещение под углом 90 градусов

Чисто боковое освещение резко делит лицо на освещенную и затененную половины. В результате лицо кажется значительно более узким, но теневая сторона выглядит шире, чем освещенная. Этого можно избежать, если задний план сделать очень темным.
Имейте в виду, при таком освещении глаза освещены слабо, а нос удлиняется. Волосы отбрасывают тень на лоб. Начинает все более выделиться структура кожи по направлению к границе раздела света и тени на освещенной стороне.

Освещение сверху

При подсветке сверху источник находится прямо над головой и чуть впереди модели. Нос отбрасывает четкую тень вертикально вниз на губу, глаза оттеняются бровями и лбом, на который в свою очередь падает тень от волос. Четко выявляются скулы. Такая схема может дать хорошие результаты с некоторыми типами лица.

Прямое освещение снизу

При подсветке снизу от источника, расположенного перед моделью на уровне пола, картина производит драматическое и призрачное впечатление. Этот тип освещения никогда не является естественным, если только снимающийся не лежит. Театральное освещение с нижних точек обеспечивает такой же эффект.

Контровое освещение

При подсветке сзади, а именно при расположении источника света точно позади модели и скрытого за ее головой, создается силуэтное изображение. Поток света образует светящийся нимб или ореол на волосах и плечах. Форма позволяет безошибочно узнать портрет, но на лице не будет проработано ни одной детали.

Контровой свет называют еще контурным и акцентирующим. Он выявляет форму всего объекта фотосъемки или какой-либо его части, а также «отрывает» объект от фона. Чтобы получить линию светового контура, источник контрового освещения располагается сзади объекта на близком расстоянии от него. Регулировать толщину линии светового контура на фотографии можно, увеличивая или уменьшая интенсивность контрового освещения.

Освещение под углом 45 градусов с использованием рассеивающего зонтика

Смягченное освещение под углом 45 градусов обычно считается наилучшим для обычной съемки портретов. Чтобы создать такой свет, используют софт-боксы и светоотражающие панели, лайт-панели, лайт-диски.

Боковое освещение профиля

Перпендикулярное по отношению к фотоаппарату освещение используется для съемки в полный профиль; при этом освещение может быть прямым или рассеянным. Это определяет резкость лепки контура лица. Глаза получаются полностью освещенными. Чтобы избежать легкой тени со стороны носа, источник света должен быть расположен немного ближе к модели, чем камера. Можно добавить заполняющий свет или освещение волос, чтобы ослабить тень позади головы.

Какие можно использовать способы смягчения света?

- Рассеивание. Просвечивающий предмет, а именно зонт, софтбокс, октабокс или рассеиватель необходимо поместить между объектом съемки и источником света.

- Отражение. Расположите объект съемки таким образом, чтобы на него попадал только отраженный свет. Именно для этого фотографы, снимая в помещение, направляют вспышку в потолок. Необходимо учитывать, что при смягчении света путем рассеивания или отражения значительная часть его теряется, и освещенность объекта съемки снизится, вследствие чего необходимо вносить корректировку в параметры съемки (увеличивать мощность источника света или увеличивать выдержку, открывать диафрагму, повышать ISO).

Какими особенностями обладает мягкий свет? В противоположность жесткому, он хорошо скрывает изъяны и дефекты снимаемой поверхности, делает кожу модели более привлекательной, а границу перехода между теневым и светлым участком незаметней.
Конечно же, освещение несколькими источниками производит куда более интересное впечатление, но об этом мы поговорим в одной из следующих тем. Поэтому, если вы хотите следить за нашими публикациями, то не забывайте подписаться на наш ЖЖ.

При подготовке статьи использовались материалы книги Девида Килпатрика «Свет и освещение». Благодарим за предоставленные иллюстрации

Сразу же стоит сказать, что КПД это схемы — самый высокий среди всех других схем. С помощью одного источника можно получить, пожалуй, самые художественно выразительные портреты. Конечно, такие схемы не универсальны и не покрывают весь спектр потребностей фотографа в студии, например, им достаточно трудно управлять при съемке групповых композиций или особенностей некоторых портретируемых людей. Однако при всей своей экономичности и достаточно простой управляемости при съемке одной модели, схема с одним источником освещения остается одной из самых популярных и востребованных. Для начала давайте посмотрим, как можно располагать источник относительно модели.

Вот так будет выглядеть светотеневой рисунок при разных вариантах освещения:

Фронтальное и передне-диагональное освещение(рисующий свет слева)

Боковое освещение(рисующий свет слева) и задне-диагональное освещение(моделирующий свет)

Контровое освещение(контровой свет)

Источник света ставится немного выше головы модели. Если поставить его слишком высоко, то тени будут ползти вниз, вы получите тени под глазами и длинную тень от носа. Если слишком низко — тени поползут вверх и лицо будет вылядеть широким и жутковатым.
Вот варианты верхнего и нижнего света, как пример распределения теней.

Верхний свет и нижний свет

Теперь давайте на конкретных примерах посмотрим, как работает схема с одним источником освещения. Немалую роль здесь играют насадки и отражатели. Используя рефлектор, стрип или тарелку(и соты к ним), софтбоксы, отражатели, экраны(непрозрачные поверхности) и т. д. , мы может добиться большого разнообразия светотеневого рисунка.

Здесь мы используем моноблок, тарелку и белый фон. В итоге получаем жесткий рисунок света и тени, с четкими переходами между ними. Модель необходимо поставить как можно ближе к фону для того, чтобы источник света, расположенный фронтально, создавал короткую, плотную тень на белом фоне. Высота моноблока может быть разной, все зависит от поставленной задачи. Чем выше моноблок относительно модели, тем длиннее будет тень. В идеале нужна стойка типа« журавль», это позволит расположить моноблок строго напротив модели и ничего не будет мешать съемке, как это может быть в случае использования обычной стойки.

Здесь мы используем моноблок, белый зонт« на просвет» и черный фон. Такая схема света добавит глубины и выразительности портрету, хотя ее специфика в том, что подойдет она не любой модели. В данном случае модель должна встать на некотором расстоянии от фона. Обычно моноблок располагается на уровне головы модели.

И опять — портретная тарелка, но уже под углом 45−50 гр. Свет локально, но мягко ложится на лицо модели, а светотеневой рисунок создается за счет поворота головы. Близкое расположение источника света сделает тени жестче и «провалит» задний фон, сделав его темным до черноты. Чем дальше будет расположен источник света в этой ситуации, тем больше будет световое пятно, мягче тени и светлее фон.

В этом случае не стоит акцентировать свое внимание только на лице, ведь у модели есть много и других достоинств, поэтому мы используем софтбокс, который позволяет получить большое световое пятно и мягкий свет. Но для получения четкого, несмазанного светотеневого рисунка с глубокими тенями, подчеркивающими объем и фактуру модели, мы используем непрозрачный экран(картон, со стороной не меньшей стороны софтбокса), ограничивая площадь и пропорции софтбокса.

Достаточно интересна схема с одним источником и отражателем, когда источник работает, как моделирующий, а отражатель — как рисующий свет. Немного дублей для правильного расположения моноблока и отражателя, повернутого серебристой стороной — и портрет готов. Просто пообщайтесь с моделью, — отражение света пилота импульсного источника освещения для нее должно быть расположено по центру отражателя. Не забывайте, что последний расположен выше уровня головы модели. Этим мы решаем сразу две важные задачи: свет от моноблока не заслоняется портретируемой и источник отраженного света находится на правильном месте.

Интересные результаты дает использование одного источника освещения, расположенного сверху ровно над моделью на «журавле». Из насадок это может быть как рефлектор, дающий жесткий свет и четкие тени(и здесь стоит поиграть с расположением источника« дальше-ближе»), так и софтбокс, использование которого видно на примере.

Для этой фотографии был использован один источник света — портретная тарелка с сотами. Располагается источник над моделью сверху с помощью журавля или подвесной системы крепления, чтобы не мешали стойки. Тарелка направлена вниз под углом около 60 градусов. Моноблок с насадкой расположен в полуметре от лица модели. Обратите внимание, что свет на лице модели и световое пятно на фоне — от одного источника, поэтому стоит поиграть и сделать несколько дублей, что бы найти свой светотеневой рисунок.

Конечно, все световые схемы с одним источником освещения, дающие различные нюансы при создании фотопортрета, мы рассмотреть не можем. Да, если честно, это и незачем, — слишком разные варианты имеющегося оборудования у фотостудий, в которых вы будете снимать; их площадь и высота потолков; физиогномических особенностей моделей и другие аспекты. Но один секрет рассматриваемой сегодня схемы мы все же раскроем: один источник освещения идеален для съемке портрета мужчины в возрасте. Именно резкий боковой свет особенно выгодно подчеркивает лепку мужского лица, морщины и его брутальность…

… но это не значит, с его помощью нельзя передать и фактуру женской кожи.

N.B. При съемке в студии многие начинающие фотографы теряются в разнообразии насадок и большого количества источников. В действительности все не так сложно, как кажется и сегодня мы рассмотрели несколько вариантов интересного освещения с 1 источником и одной насадкой. Можно заметить, что днем чаще всего мы наблюдаем только один источник, этот источник солнце, оно находится значительно выше наших глаз и дает свет, от которого возникают жесткие тени. Однако в пасмурную погоду свет гораздо более мягкий, тени соответственно не такие жесткие и поэтому многие фотографы любят снимать именно тогда когда солнце заходит за облака. По большому счету, студийное оборудование создано для того, чтобы мы не зависели от погодных условий и могли создавать нужный нам свет в нужном нам месте. Фактически, используя насадки, которые делают свет более мягким(софтбоксы, октобоксы, стрипбоксы и т. д.), мы имитируем освещение в пасмурную погоду, рассеивая свет вспышки, как облака рассеивают солнце, а поднимая источник на большое расстояние в точности повторяем световую схему которую видим на улице. Помните о принципах естественного освещения в природе — это поможет вам правильно использовать описанные схемы и придумать свои.

© 2024 giperdveri.ru
Ремонт. Остекление. Двери. Утепление. Дизайн