Акустические системы. Новый звукопоглощающий материал Чем меньше искажений - тем лучше

Спад амплитудно-частотной характеристики в 100 - литровых колонках начинается примерно с 60 Гц, для обеспечения качественного звука от 30 Гц требуется объем колонок уже 400 литров. Эти противоречия иллюстрируются табл.1

Таблица 1. ПРЕДЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ТОЧНОСТЬ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗВУКА.
Основные параметры. Числовая запись и воспроизведение электрических сигналов звукового диапазона. Предельные возможности человека. Мировой уровень электроакустических преобразователей (выходных колонок) MONOLITH-111X Отечественные колонки 35-АС (ходовые для меломанов) Лучшие отечественные колонки 3 SL-113
Полоса воспроизведения частот, Гц. 10-20000 16-22000 28-24000 50-20000 63-25000
Неравномерность АЧХ, дБ. 0.5 0.5 + / - 2 + / - 5 + / - 3
Нелинейные искажения (клир-фактор), %. 0.005 0.05 1 12 2
Динамический диапазон, дБ. 90 120 120 100 110
Предпочтительная громкость (динамический диапазон), дБ. - 80 для любителей. 90 для профессионалов - - -
Объем, литры. - - 380 70 125
Стоимость, долл. США. 500 - 7000 за пару 300 за пару 500 за пару

Как видим, даже в очень дорогих колонках, объемом до 400 литров, неудовлетворительно воспроизводится целая октава - 16:32 Гц, а гармонические искажения в 20 раз превышают допустимые значения. В колонках средней стоимости, объемом 60:100 литров неудовлетворительно воспроизводится вторая октава - 32:64 Гц и практически отсутствует первая, гармонические же искажения превышают допустимый предел в 50:100 раз.

Последним словом в решении этой проблемы является активный сабвуфер - отдельный громкоговоритель, предназначенный для воспроизведения исключительно низкочастотной области звукового спектра. Габариты таких сабвуферов колеблются в пределах 70:40 литров, частотный диапазон, как правило, 30:150 Гц, зато "сладкоголосые" колонки к нему не превышают 10:12 литров. Подъем низких частот в сабвуферах обеспечивается за счет форсированных режимов усиления, встроенным в него усилителем, что неизбежно порождает увеличение гармонических искажений. Для согласования сабвуфера с парой стандартных колонок требуется специальный цифровой фильтр - все вместе взятое приводит к цене порядка 500 американских долларов.

Как видим, улучшение акустических характеристик малогабаритных колонок с помощью звукопоглощения внутри бокса остается по-прежнему привлекательным.

Предлагаемое новое оригинальное техническое решение для формирования звукопоглощающей среды может существенно упростить ситуацию. Экспериментально получено уменьшение звукового давления в такой среде до 50 раз. Кроме того, звукопоглощающая среда по сравнению с воздухом обладает существенно большей вязкостью, это качество в сочетании со способностью уменьшать звуковое давление самым благоприятным образом сказывается на подавлении многочисленных резонансов в боксе, т.е. ведет к сглаживанию (спрямлению) амплитудно-частотной характеристики и уменьшению гармонических искажений. Нет ограничений на габариты и форму поглощающей среды, на величину звукового давления.

Современная акустическая система содержит, как правило, 3 электроакустических преобразователя: высокочастотный, среднечастотный и низкочастотный (вуфер). Первые 2 преобразователя не требуют больших объемов для качественного воспроизведения звука, поэтому поставляются уже корпусированными, а вуфер требует больших объемов, поэтому его корпусом является корпус акустической колонки. Новое техническое решение позволит сократить физические размеры корпуса вуфера до размеров самого вуфера и открывает возможность поставлять его также корпусированным, тогда исчезают специальные требования к корпусу акустической системы.

Например, корпусирование 10-дюймового вуфера со звукопоглощающей средой в объеме 6 литров обеспечивает следующие характеристики:

  • Диапазон частот (при неравномерности 0,5 дБ и спаде на 31,5 Гц-6 дБ) - 31,5...1250 Гц.
  • Максимальное акустическое давление - 110 дБ.
  • Коэффициент гармоник на уровне 90 дБ - 0,5 %

Результаты исследований иллюстрируются графиками на рис.1 и рис.2, из которой следует, что по сравнению с современным сабвуфером воспроизведение низких частот с помощью предлагаемого решения глубже на пол-октавы даже с акустическим оформлением закрытого типа, диффузор испытывает пневматическую нагрузку не больше, чем в свободном пространстве, среда является вязкой, о чем свидетельствует исчезновение собственного резонанса акустической системы - все это обеспечивает предельно низкие гармонические искажения. Если принять во внимание, что новое техническое решение обеспечивает габариты на порядок меньше, не нуждается в усилителе и дорогом цифровом фильтре, обеспечивает цену в несколько раз ниже, то невольно начинаешь солидироваться с теми, кто считает, что современные сабвуферы это "шаг в сторону":"жест отчаяния, порожденный сознанием серьезных ограничений по достижению самых глубоких басов при использовании классических акустических систем". Настоящий путь решения проблемы глубоких басов открывает Российский патент № 2107949 на изобретение "Устройство для высококачественного воспроизведения звука".

Показали, как сделать акустические звукопоглощающие панели для домашней студии своими руками. По словам авторов ролика, несмотря на DIY, самодельные аксессуары прекрасно подходят для любой студии звукозаписи, а стоимость одной панели составляет порядка $26 (может быть и дешевле).

Планирование

Прежде чем браться за производство панелей, нужно определиться с двумя вещами: количеством панелей и их местом установки.

Один из самых популярных вариантов расположения такой - две панели слева от точки прослушивания, две справа. Суть такого размещения в том, чтобы погасить ненужное распространение звука как можно раньше, в месте его первого удара об окружающее пространство.

Материалы и инструменты

Чтобы сделать акустическую звукопоглощающую панель, потребуется:

  • Древесина (панели из ПВХ, фанера или аналоги). Из древесины будет изготовлены рамки панелей, их корпус. Так как дерево не будет видно после установки, авторы говорят, что для производства панелей можно купить самую дешевое дерево. Если не уверены в выборе, посоветуйтесь с продавцом в строительном магазине.
  • Утеплитель/наполнитель (Rockwool). С помощью этих материалов будет происходить поглощение звука. Одним из самых популярных выборов считается наполнитель Owens Corning 703 (фактически, обыкновенная минеральная вата), но так как в России найти его практически нереально, то подойдет любая продукция Rockwool. Чтобы сделать правильный выбор стоит обратиться к таблице звукопоглощения .
  • Ткань. Подойдет любая ткань и текстиль, любой расцветки по вашему вкусу. Ткань не участвует в процессе поглощения, а выступает в роли барьера для звукопоглотителя, предотвращающего его выпадение из конструкции.

Из инструментов понадобятся пила, молоток, отвертки или шуруповерт, степлер (скобозабивной пистолет), а также комплект саморезов и гвоздей.

Сборка

Размер и форма панелей могут быть любыми, в зависимости от того, насколько большую область в помещении вы хотите закрыть. Авторы видео не стали изобретать велосипед и сделали прямоугольные панели.

Аккуратно распилите дерево и сделайте корпус панели (саморезы и гвозди - ваши друзья). Затем поместите ткань внутрь корпуса, следом положите наполнитель, а потом натяните ткань поверх. Закрепите текстиль с помощью степлера.

Каркас звукопоглощающей панели

Как установить звукопоглощающие панели

Звукопоглощающие панели нужно разместить в местах «первого контакта» звука с комнатой. Чтобы найти такие места, потребуется помощь друга.

Сядьте в точке прослушивания напротив своего студийного оборудования. Выдайте своему другу зеркало или любую другую отражающую поверхность. Попросите друга двигаться вдоль стены за вашим студийным столом влево: место, где в зеркале появится отражение левого студийного монитора, и есть точка первого контакта для установки первой звукопоглощающей панели. Вторую панель нужно установить там, где в отражении появится правый студийный монитор. Повторите те же самые действия для поиска места установки панелей с правой стороны.

Найти место для установки панелей можно и самому при помощи длинной палки и небольшой карманного зеркала. Методика действий аналогично, только вместо друга с зеркалом вы будете использовать палку.

При установке панелей не забудьте оставить немного места между самой панелью и стеной - это создаст специальный воздушный карман, который улучшит звукопоглощение. Чем больше карман - тем лучше.

Вместо заключения

По данным интернет-магазина Леруа Мерлен , самый дешевый лист фанеры 76×76 см обойдется в 211 рублей (цены приведены для Москвы и Московской области). Одного листа хватит на 1,5-2 панели при экономном использовании материалов. Стоимость изоляции Rockwool составляет 653 рубля за упаковку (Rockwool Лайт Баттс Скандик 100 мм, 4.32 м2), которой вполне хватит на 4 панели. Самая бюджетная портьерная ткань для закрепления конструкции и создания барьера обойдется в 120 рублей за погонный метр. Упаковка саморезов обойдется в 150 рублей, еще 26 рублей будет стоить пачка скоб для степлера.

Материал Количество, шт. Стоимость за штуку, руб. Сумма, руб.
Фанера ФК шлифованная 12x760х760 мм, сорт 3/4 2 211 422
Изоляция Rockwool Лайт Баттс Скандик 100 мм, 4.32 м2 1 653 653
Ткань 1 п/м 280 см тергалет 10 120 1200
Саморезы по дереву 3.5x41 мм, 1 кг 1 150 150
Скоба для степлера 53 тип 14 мм 1000 шт. 1 26 26
ИТОГО: 2451

При покупке материалов с запасом (2 листа фанеры, 10 п/м ткани и т. д.) можно собрать 4 звукопоглощающие панели за 2 500 рублей. Подсчет очень грубый, но при таких суммах дополнительная тысяча рублей не играет особой роли. При средней цене одной заводской панели в районе 3 000-5 000 рублей выгода от самостоятельного изготовления вполне очевидна.

Акустический материал для автомобиля

Акустические материалы для автомобиля сегодня активно приобретаются многими. И ничего удивительного в этом нет, ведь автомобилисты, уважающие качественный звук, понимают все преимущества этих составляющих и полной шумоизоляции салона.
Акустические технологии и материалы, применяемые сегодня, способны решать одновременно несколько задач.

Акустические материалы

Как правило, акустические материалы подразделяются на две разновидности: звукоизоляция и звукопоглощение.

Звукоизоляционные материалы

Они применяются, в основном, как прокладочные материалы в виде рулонов или плит.
Имеют следующие преимущества:

  • Очень упруги, что позволяет им гасить энергию удара и звуковых вибраций.
  • Успешно снижают структурный и ударный шум.
  • На сегодняшний день их много и они разделяются, в свою очередь, на древесноволокнистые, минераловатные, газонаполненные и стекловолокнистые.

Звукопоглощающие материалы

Данный вид акустического материала применяется в салоне автомобиля для снижения уровня шумов и создания оптимального условия слышимости и улучшения акустических свойств.
Итак:

  • Отличаются данные ЗВМ или звукопоглощающие материалы способностью поглощать звук за счет пористости материалов.
  • Данный вид материала имеет пористую структуру, в которой наличествует большое количество открытых и сообщающихся между собой пор.

Примечание. Как правило, максимальный диаметр пор в таком ЗВМ не должен превышать 2 мм, а общая пористость хорошего звукопоглощающего материала должна составлять не менее 75 процентов по объему.

  • Звукопоглощающие составляющие активно преобразуют энергию звуковых колебаний в тепловую энергию.
  • Структура звукопоглощающих материалов бывает волокнистой, зернистой или ячеистой. Каждая из них имеет различную степень жесткости. Известны на сегодня мягкие звукопоглощающие ткани, полужесткие и твердые.

Мягкие ЗВМ:

  • Мягкие ЗВМ делаются на основе минеральной ваты или в некоторых случаях из стекловолокна. Это могут быть рулоны или маты, в состав которых входит алюминий, асбестоцемент, жесткий поливинилхлорид и другие составляющие.

Полужесткие ЗВМ:

  • К этим материалам относят минераловатные или стекловолокнистые плиты, которые содержат в своем составе синтетическое связующее звено. К таким материалам относят пенопласт, пенополиуретан и др.

Твердые ЗВМ:

  • Наконец твердые материалы имеют волокнистое строение и делаются в виде плит, в состав которых входит гранулированная или суспензированная минеральная вата.

Обшивка потолка салона звукопоглощающими материалами

Провисшие потолки – огромная проблема владельцев различных моделей авто. Особенно часто такая проблема возникает в автомобилях старого выпуска.
Если кроме всего прочего, здесь установлена бывает хорошая и дорогая , то она никак не может нормально функционировать в таких условиях.
Перетяжку потолка выполняют с помощью акустических и звукоизоляционных материлов. К примеру, если потолок поврежден немного и наличествуют сквозные дырки в нем, то с помощью стеклоткани можно все исправить.

Карпет

Данный материал считается самым популярным для звукоизоляции автомобиля. Он обладает рядом преимуществ перед другими материалами.
Активно используется карпет при изготовлении полов или задних полок, им отделывают салон автомобиля и внутреннюю поверхность багажника.

Примечание. При установке аудиокомпонентов, кроме сабвуферной отделки, карпетом обтягивают фальшпанели и полки.

Преимущества карпета:

  • Кроме непосредственно звукоизоляционных свойств, карпет придаст салону еще и эстетику. Обтянутый этим материалом салон автомобиля, станет более комфортабельным и элегантным.
    Если владелец обтягивает салон полностью карпетом, то он превратится полностью в бесшумное и к тому же, теплое помещение. Карпетом надо будет обязательно перетянуть акустические подиумы и , чтобы звук стал лучше.
  • Желательно перетягивать карпет, используя клей аэрозоль, который позволит клеить его в течение 5 секунд.
  • Самым распространенной тканью для перетяжки потолка считается, как и было сказано выше, карпет. Это нетканный материал с различной внешней поверхностью.
    Легко формуется в процессе отделки не только потолка, но и различных деталей. Сочетает в себе карпет высокие тепло- и звукоизоляционные свойства. Карпет имеет множество разновидностей и широкий выбор цветовой гаммы.

Примечание. Несмотря на такие высокие показатели, карпет считается и самым дешевым материалом для обтяжки. Но, хотя цветовая гамма этого материала и богата, найти определенный цвет в некоторых случаях бывает очень сложно. Черный карпет – самый распространенный и востребованный, а вот карпет светлых тонов найти бывает трудно. Погонный метр этого материал стоит примерно 10 долларов.

Алькантара

Итак:

  • Алькантара – материал, разработанный еще в 1970 году. Секрет производства этого уникального по свойствам материала заключен в двухкомпонентном волокне. Технология производства алькантары подразумевает использование различных поэтапных процессов, таких как перфорирование, отделка, пропитка и так далее.
  • При производстве алькантары нужен особый микроволокнистый материал, который получают с помощью, прошедшей длительную химическую обработку пластмассы.
  • Алькантара очень мягка, бархатиста и приятна на ощупь. Она, к тому же, долговечна и износостойка, ведь материал не лоснится и не протирается после долгих лет эксплуатации.
  • Богата у этого материала и цветовая гамма. В отличие от карпета, который продается, в основном, черного цвета, алькантару можно подобрать для любого салона.
    Кроме того, сегодня купить алькантару цвета сухой травы или потрескавшейся от зноя почвы и даже в имитации рыбьей чешуи.
  • Этот материал намного эластичнее, чем натуральная кожа. Такие свойства позволяют придавать алькантаре самые замысловатые формы при обтягивании потолка или других элементов автомобиля.
    Алькантару даже можно стирать в машине. Стоит этот материал уже подороже – около 100 долларов за погонный метр.

Потолочная ткань:

  • Выпустили этот вид материала совсем недавно и предназначена ткань специально для обтяжки потолков. Используется вместе с поролоновой подложкой, что значительно повышает звукоизоляционные свойства материала. Цена за погонный метр 12 долларов.

Винил

  • Как известно, винил не является тканью. Зато этот материал отлично подойдет для перетяжки не только потолка, но и всего салона. В основном, этим материалом обрабатывают сегодня поверхности пластиковых элементов автомобиля: торпедо, подлокотники, консоли и т. д.

Всем ценителям качественного звука рано или поздно приходится сталкиваться с нелегкой проблемой выбора акустической системы - колонок. Для того чтобы приобрести идеальное по соотношению цена-качество устройство, необходимо обращать внимание не только на декларируемые производителем технические характеристики, но и на материал, из которого изготовлены колонки. Во-первых, потому, что материал оказывает влияние на сам звук, а во-вторых, половину стоимости акустической системы составляет именно стоимость корпуса. Так что же звучит лучше: акустика из дерева, из пластика или металла?

Из какого материала должна быть акустическая система

Виды акустических систем

Акустическая система - важнейший компонент самой различной аудиотехники. Ее назначение состоит в том, чтобы как можно качественнее преобразовать электрический импульс в звуковой сигнал. В зависимости от соединения с усилителем акустику принято делить на активную (усилитель встроен в систему) и пассивную (усилитель внешний). По своим габаритам акустические системы (АС) бывают полочные и напольные. В свою очередь, они также делятся на ценовые категории - бюджетные, Hi-Fi и Hi-End классов.

В особый ряд выделяются всепогодные системы, способные работать в самых экстремальных условиях: на улице, под дождем, при повышенных и пониженных температурах, а также акустика категории Lifestyle, ориентированная на сочетание эксклюзивного дизайна и качественного звука.

Чем меньше искажений - тем лучше

Несмотря на все деления и градации, требования, предъявляемые к различным акустическим системам, практически идентичны. Если колонки используются при просмотре видеоматериалов, то их главная задача - достоверная передача голосов героев, музыки кино и всех аудиоэффектов. Самые же жесткие требования предъявляются к устройствам, предназначенным для прослушивания музыки: чем меньше искажений - тем лучше.

В идеале АС должна обладать достаточной мощностью, чтобы гарантировать минимум звуковых погрешностей, воспроизводить полосу звуковых частот, доступную человеческому уху (от 20 Гц до 20 000 Гц), точно передавать звуковую сцену - как при прослушивании стерео, так и многоканального звука - и соответствовать размерам помещения по акустическому давлению, чаще называемого громкостью. Наконец, акустика должна удовлетворять эмоциональные и эстетические запросы покупателя, как своим звуком, так и своим видом.

Жесткий корпус

Что же больше всего влияет на качество звучания акустической системы? Конечно, динамики и фильтры - одни из важнейших составляющих. Однако без корпуса, изготовленного из высококачественного материала с соблюдением всех технологических норм и параметров, сложно представить высококлассную аппаратуру. «Тело» колонки должно быть достаточно жестким, чтобы обеспечивать хорошее сочетание поглощения/отражения звуковых волн определенной частоты и мощности.

Производители АС используют самые разнообразные материалы для их создания. Например, колонки с корпусом из стекла, предлагаемые компанией Waterfall (модели Waterfall Angel, Waterfall Atabasca, Waterfall Victoria), создают визуальный эффект водопада, а у оригинальных акустических систем открытого типа Jamo R909 от Хенрика Мортинсена корпуса нет вообще. Однако основными материалами для производства все же являются пластик, дерево, а также металл.

Пластик

Применяется довольно давно. Возможность выпуска колонок различной формы и низкая себестоимость сделали этот материал наиболее часто используемым в производстве техники бюджетных категорий, особенно в сегменте, обслуживающем персональные компьютеры. Однако у таких колонок есть ряд недостатков: многочисленные огрехи в звучании, дребезжание на средней и высокой громкости, среднечастотные резонансы.

Вместе с тем крупные производители звуковых систем предлагают потребителям высококлассную акустику с корпусами из пластика. Например, модели DM602 S3 и DM601 S3 от компании B&W, модель Q 8S от KEF, а немецкая фирма Bell-Audio запатентовала технологию изготовления корпусов из двухслойного монолитного пластика, по своим свойствам не уступающего двадцати слоям карельской березы: модели Bell V2.300 и Bell C2-200. Следовательно, при выборе АС нужно обращать внимание на качество пластика, из которого изготовлен корпус, но не ставить знак равенства между пластмассовым «телом» и плохим звуком.

Дерево

Этот материал считается лучшим для производства акустических систем. Однако цельное дерево применяется довольно редко и только в элитных сегментах. Связано это с трудоемкостью процессов обработки. В идеале сырье должно отбираться еще на стадии вырубки, выдерживаться длительный срок, сохнуть естественным путем, без искусственного ускорения. Многие операции производятся вручную. Поэтому говорить о доступности этого материала не приходится.

Компания Bösendorfer, например, изготавливает из цельного дерева не только свои знаменитые рояли, но и панели для акустических систем (Series 1, Series 2, Series 7). Краснодеревщики фирмы тщательно отбирают и вручную обрабатывают материалы для отделки каждой колонки. А компания Sonus faber позиционирует свою акустику как музыкальный инструмент, поэтому серия Guarneri Memento, посвященная памяти великого музыкального мастера, изготовлена из массива клена, высушенного естественным образом в течение нескольких лет. Но все же чаше всего при производстве деревянных корпусов применяется фанера, ДСП (древесно-стружечная плита) и МДФ (древесно-волокнистая плита средней плотности).

Фанера. Высококачественная фанера, как правило, многослойная - 12 слоев и более. Обладает хорошими поглощающими свойствами, легче ДСП и МДФ, мало подвержена расслоению. Такая фанера используется фирмой Outline в серии сабвуферов Victor и в модели SM 18, представленной в серии BEAT. Однако фанера - дорогостоящий материал, что делает его недоступным для массового производства.

Акустическая система из пластика

ДСП. Значительно дешевле цельного дерева и фанеры. Но это не единственное ее преимущество. Плиты толщиной более 16 мм обладают высокой плотностью, что способствует уменьшению резонансов корпуса. Благодаря своей структуре ДСП не привносит собственных призвуков. Проблема расслаивания и впитывания влаги, которым подвержена древесноволокнистая плита, успешно решается с помощью специальной окраски или облицовки различными материалами. Учитывая доступность и хорошие акустические характеристики, используется многими производителями. В частности, фирма Gemme Audio применяет ДСП для изготовления высококачественных акустических систем, например таких, как модели AN-S/L и AN-K/LX.

МДФ. Наиболее распространенный материал. Появился в результате улучшения технологий, которые применялись при производстве ДСП. МДФ изготавливается из высушенных древесных волокон, обработанных синтетическими связующими веществами и сформированных в виде ковра с последующим горячим прессованием, облицовывается натуральным или синтетическим шпоном. Несмотря на простую технологию получения и обработки, плиты средней плотности могут превосходить дерево по устойчивости к механическим повреждениям и влагостойкости.

Главными достоинствами МДФ являются хорошее поглощение звуковых колебаний и обеспечение механической жесткости корпуса колонки. Этим объясняется частота применения в производстве колонок различной ценовой категории. Примером применения этого материала могут служит следующие модели АС: ABS530T фирмы BBK, сабвуфер ASW855 от B&W и XQ Series компании KEF.

Металл

Чаще всего это алюминий. Применяют, как правило, его сплавы. Они обеспечивают хорошие механические качества: жесткость, плотность и легкость. По мнению ряда специалистов, алюминий позволяет уменьшить резонанс и улучшить передачу высоких частот звукового спектра. Кроме того, на воздухе «летучий металл» покрывается тонкой бесцветной пленкой, защищающей его от окисления. Все эти качества способствуют росту интереса к алюминию со стороны фирм-производителей. Особенно привлекателен он для изготовления всепогодных систем.

Его характеристики позволяют воплотить в жизнь новейшие дизайнерские решения. Например, американская компания American Acoustic Development LLC в своей Lifestyle серии изготавливает корпуса колонок, которые обеспечивают высокие стандарты звучания. Однако многие аудиофилы и профессионалы отмечают как недостаток непривычное «металлическое» звучание таких систем.

Слушайте сами, решайте сами

Можно сказать, что ни один из видов рассмотренных материалов, используемых при изготовлении акустических систем, сам по себе не обеспечивает высококлассного звучания. Огромную роль тут играет соблюдение всех технологических параметров при производстве и сборке корпуса, настройки и доводки электронных компонентов акустической системы. Известность торговой марки не всегда гарантирует, что данная акустика подойдет именно Вам.

Как правило, при покупке АС потребителю недоступно сложное оборудование, позволяющее произвести замеры и объективно оценить качество звука. Поэтому при выборе необходимо ориентироваться, прежде всего, на личное эмоциональное восприятие. Прочувствуйте, сможете ли вы слиться с этой акустической системой в единое целое, сможет ли она переместить вас в волшебный мир звуков, вы можете также посоветоваться с экспертом и попробовать вместе с ним вслушаться в голос той или иной колонки, и удачного вам выбора!

В звукоизоляции шума с выраженной низкочастотной составляющей (буханье барабанов, спецэффекты при просмотре фильма), прослушиваемый на всех смежных стенах, необходимо применять конструкцию "комната-в-комнате". Термин подразумевает под собой устройство "плавающего" пола на звукопоглощающей подложке и облицовке стен и потолка по виброразвязанному каркасу. Например, самым эффективным и одновременно экономически выгодным способом борьбы с ударным шумом от соседа сверху (звуки шагов, передвижения мебели и пр.) является акустический "плавающий" пол в помещении верхнего уровня. Гораздо проще контролировать шум в месте его возникновения, чем проводить дорогостоющие мероприятия по звукоизоляции всех конструкций, по которым он распостроняется.

В звукоизоляции низкочастотного звука большее значение имеет не количество плотных слоёв в облицовке стены, а расстояние между стеной и плотными слоями - чем больше относ от стены, тем меньше низких частот будет проникать в помещение.

Звукоизоляция единственного элемента ограждающих конструкций (пола, потолка или одной стены) не всегда решит проблему звукоизоляции квартиры. Эффективность этого мероприятия будет зависеть от того, насколько выражена опосредованная передача шума по ограждающим конструкциям. Например, если прослушивается только на смежной с соседом стене и не переизлучается на другие, то звукоизолирующая облицовка звукоизоляционным материалом одной стены скорее всего решит проблему. Если же шум прослушивается и на примыкающих стенах, то звукоизоляция одной стены будет малоэффективна. Желательно начертить план квартиры с указанием толщины стен и перегородок и мест, где вы слышите звук при их прослушивании. Это поможет получить ясное представление о зонах повышенного звукоизлучения и выбрать адекватное решение по звукоизоляции.

Борьба со звуком в источнике

Это самый эффективный, но, к сожалению, не всегда реализуемый метод звукоизоляции. Например, самым эффективным и одновременно экономически выгодным способом борьбы с ударным звуком от соседа сверху (звуки шагов, передвижения мебели и пр.) является акустический "плавающий" пол в помещении верхнего уровня. Гораздо проще контролировать звук в месте его возникновения, чем проводить дорогостоящие мероприятия по звукоизоляции всех конструкций, по которым он распространяется.

Учитывая тот факт, что практически весь новострой сдаётся сегодня без внутренней отделки помещений, с межквартирными ограждениями, не соответствующими действующим нормам звукоизоляции, ответьте на вопрос: кто кроме Вас станет вкладывать средства в Ваш комфорт .

Нет такого способа звукоизоляции как обклеить помещение неким тонким материалом. Предлагаемые на рынке материалы применяются только в составе звукоизолирующих конструкций. Например, высокая плотность материала «Тексаунд » увеличивает массу конструкций, практически не занимая места. Это означает, что возможно достичь высоких показателей звукоизоляции за счет минимальной толщины и применяется как демпфирующая (анти-резонансная) прокладка между слоями гипсокартона, и совместно с мягким слоем звукопоглощающего материала, можно добиться лучших результатов. В тонких перегородках и акустических потолках это свойство материала позволяет получить эффект, который можно сравнить с созданием дополнительной бетонной стены толщиной 20 см. Этого будет достаточно, чтобы ослабить мешающий Вам шум до уровня, который уже никогда не будет досаждать Вам и членам Вашей семьи. Оклеивание же материалом Тексаунд непосредственно стен или потолка никак не повлияет на акустические свойства помещения.

Чего делать не нужно

Столкнувшись с проблемой звукоизоляции вы наверняка уже получили множество рекомендаций от знакомых, консультантов в магазине. Перечень рекомендуемых материалов как правило сводится к недлинному списку: пенопласт, пробка, пенополиэтилен, яичные лотки. Перечисленные материалы не относятся к звукоизолирующим материалам и не применяются в составе звукоизолирующих конструкций.

Некоторые мастера применяют пенопласт, пробку, пенополиэтилен в составе конструкций плавающего пола. Эффективность конструкций, включающих упомянутые материалы, в снижении уровня ударного звука не высока.

Пользуясь распространёнными вымыслами о "звукоизолирующих" свойствах упомянутых материалов их производители и продавцы настойчиво муссируют и поддерживают эти мифы, не вдаваясь ни в тонкости физических процессов, ни в особенности терминологии.

Индекс звукопоглощения упомянутых материалов (отношение неотраженной энергии звуковой волны к излучённой) не превышает 0.3, в то время как звукопоглощающими принято считать материалы с индексом звукопоглощения 0.7 - 1.

Факт: облицовка стены пенопластом (пенополистиролом) с последующим оштукатуриванием практически не снизит индекс звукоизоляции квартиры.Другими словами, если Вы планируете использовать пенопласт, пробку, пенополиэтилен в качестве звукопоглощающего материала - самое время отказаться от этой идеи.

Не тратьте так же своё время и средства на "звукоизоляцию" коврами, матрацами, соломой, камышом, "специальными" обоями и красками, целлюлозными штукатурками - некоторые из перечисленных материалов хотя и обладают незначительными звукопоглощающими свойствами, но дело, однако, не в этом: задача предотвратить проникновение постороннего шума в помещение, а не поглощать уже проникший шум.

Заполнение пустот каркаса звукопоглощающим материалом

Заполнение свободного пространства внутри каркаса производится с целью снижения резонансных явлений в перегородке.

Акустическая минеральная вата плотностью 30-50 кг/м3 является эффективным звукопоглощающим материалом. Заполняйте пространства не менее чем на половину всего объёма пространства.

В защите от низкочастотного шума большую роль играет увеличение поверхностной массы обшивки и расстояние между стеной и отражающим слоем конструкции - чем дальше относ плотных слоёв от стены, тем выше звукоизолирующая способность конструкции на низких частотах. Устройство независимых каркасов для перегородок снизит косвенную передачу шума по элементам каркаса.

Применение пластичных мембран Tecsound, между слоями обшивки каркаса :

  • Для трёхслойной обшивки прокладку следует помещать между наружным и средним слоем.
  • Обшивка каркаса должна быть гибкой и массивной, поэтому не следует стремиться увеличивать жесткость каркаса.
  • Смещайте отверстия для розеток, электрических доз, выключателей друг относительно друга для каждой из обшивок перегородки (отверстия в перегородке не должны быть сквозными).

Инструкция по монтажу звукоизолирующих перегородок и облицовки стен

В зависимости от высоты возводимой гипсокартонной перегородки, предполагаемой нагрузки, желаемого уровня звукоизоляции применяют профили шириной 50, 75 или 100 мм.

  1. Для ограничения переизлучения вибрации (шума) с ограждающих конструкций на каркас, и как следствие, на его обшивку используют звукоизоляционный профиль со встроенными узлами виброразвязки.
  2. Расстелите подложку под направляющий профиль, выпустив её на 25 мм со стороны монтажа гипсокартонного листа.
  3. Уложите профиль на подложку, просверлите отверстия перфоратором под анкерное крепление сквозь узел виброразвязки и закрепите профиль.
  4. После монтажа направляющего профиля на полу и потолке вставьте в него стоечный профиль с шагом 600, 400 или 300 мм.
  5. Если консольная нагрузка на перегородку будет велика (например, необходимо повесить телевизор, книжные полки и пр.), то жесткость каркаса перегородки можно увеличить деревянными закладными, сокращением дистанции между стойками.
  6. Для облицовок следует выбрать конструкцию с креплением каркаса к стене виброразвязывающими креплениями.
  7. Пространство между профилями заполните акустической минеральной ватой плотностью 50-60 кг/м 3 .
  8. Рекомендации по устройству каркаса:
  9. Устройство двойного каркаса для перегородки с расстоянием между ними в 5 мм увеличит звукоизолирующие свойства конструкции.Например устройство двух независимых каркасов, используя профиль 50 мм, вместо одного с профилем 100мм.
  10. Относ каркаса облицовки стены или потолка от жесткого ограждения увеличит звукоизолирующие свойства конструкции, включая звукоизоляцию низких частот.
  11. Устройство независимых каркасов перегородки снизит косвенную передачу вибрации по элементам каркаса.

Немного о распространенных ошибках монтажа

Рассмотрим два аспекта звукоизоляции такой конструкции.

Звукоизоляция воздушного шума (звуковые волны, распространяющиеся в упругой среде воздуха).

Громко работающий музыкальный центр, и даже обычный разговор за стеной вызывает вибрацию ограждения - это один из способов проникновения нежелательной звуковой волны в помещение.

Мастера часто связывают каркас конструкции со стеной для того, чтобы обеспечить высокую "надёжность" конструкции.

Эти жесткие связи передают вибрацию стены практически без потерь на каркас и обшивку, которая, вследствие этого, вибрируя, излучает звук в помещении. Если пространство не заложено звукопоглощающим материалом, то воздух (в качестве пружины), усиливает излучение шума на собственной частоте резонанса системы.

Если пространство заложено звукопоглощающим материалом, то он остаётся незадействованным, так как два отражающих слоя конструкции связаны жестко и колеблятся почти синхронно.

Поэтому каркас облицовки стены либо не связывается с защищаемым ограждением, либо связывается специальными виброразвязывающими креплениями, если планируется высокая консольная нагрузка на облицовку стены (кухонные шкафы, книжные полки и прочее).

Звукоизоляция структурного шума (звуковые волны, распространяющиеся по ограждающим конструкциям).

При отсутствии акустической развязки каркаса от ограждающих конструкций помещения, структурный шум, проводимый стенами и перекрытиями будет легко переизлучаться на каркас конструкции и его обшивку. Обшивка каркаса, вибрируя, излучает звуковую волну в помещение в виде воздушного шума.

Звукоизолирующая перегородка или облицовка стены представляет собой конструкцию резонансного типа, которую с точки зрения физики можно рассматривать как колебательную систему [масса1]-[пружина]-[масса2] , где масса1 и масса2 - это отражающие слои (обшивка каркаса или стены звукоизолирующим материалом), а пружина - это слой эффективного звукопоглощающего материала(в перегородке находится между звукоизоляционными материалами, а в стене идет первым слоем, т.е. перед звукоизолирующим материалом).

Не нужно стремиться к созданию конструкций с более чем двумя отражающими слоями, и более чем одним зазором между ними, так как это снижает эффективность конструкции на низких частотах. При монтаже перегородок каркас звукоизоляционной конструкции лучше обшивать разным количеством слоёв , состоящим из материалов с различными механическими свойствами и различной толщины (например, ГВЛ толщиной 10 мм и ГКЛ толщиной 12.5 мм) - при этом происходит рассогласование частот волнового совпадения слоёв обшивки (критической частоты слоя), что приводит к повышению дополнительной изоляции на 2-3 дБ.

Звукоизолирующие конструкции

Общий принцип устройства звукоизолирующей конструкции - это чередование массивных (отражающих) и пористого (звукопоглощающего) слоя.

Основными факторами влияющими на звукоизоляцию конструкции являются:

  • акустическая развязка в местах примыкания к полу, потолку, стенам;
  • относ звукоизолирующей конструкции от защищаемой ограждающей конструкции;
  • масса отражающего слоя конструкции.

Использование эффективного звукопоглощающего материала внутри каркаса, несколько слоев его обшивки не дадут потенциально возможных 15 дБ дополнительной звукоизоляции если монтаж каркаса осуществлен без акустической развязки с ограждающими конструкциями (пол, потолок, стены).

Структурный шум легко переизлучается по так называемым "звуковым мостикам" (узлы крепления профиля, его укладка на жесткое основание) на каркас и его облицовку.

"Плавающим " считают пол, устроенный на слое звукопоглощающего материала, не имеющего жестких связей с плитой перекрытия, стенами, коммуникациями (трубы отопления, вентиляции) и другими конструкциями здания.

С этой целью стяжка плавающего пола должна быть отделена по контуру от стен, коммуникаций и других конструкций здания зазорами шириной не менее 1 см, содержащими звукопоглощающий материал.

Конструкция "плавающий" пол является наиболее эффективным средством защиты от шума для межэтажных перекрытий.Её защитная способность "симметрична", т.е. она не только предотвращает передачу шума падения предметов, звука шагов, передвижения мебели от соседа сверху, но и в обратном направлении - существенно снижает шум от соседа снизу, например низкочастотный звук домашнего кинотеатра и пр.Конструкция добавляет перекрытию 6-10 дБ звукоизоляции по воздушному шуму. Для перекрытия это очень высокий показатель.

© 2024 giperdveri.ru
Ремонт. Остекление. Двери. Утепление. Дизайн