Резьба по дереву какие породы дерева. Резьба по дереву

В самом начале давайте договоримся: вместо того, чтобы каждый раз писать «заниматься резьбой по дереву», мы будем говорить кратко – «резать».

Так вот, резать можно из чего угодно. Но, например, выполнение даже простейших элементов на торцевом срезе сосны – занятие настолько мало радостное, что хуже него может быть только шлифование тех же элементов на том же торце, особенно если торец смолистый.

Поэтому лучше резать из той древесины, которая не имеет полос. Полосы на заготовках из хвойных пород – это чередование мягких и твердых слоев древесины, которые нож, да и шлифовальная шкурка, «берут» по-разному, и приноровиться к этому довольно трудно. Кроме того, ярко выраженная текстура “забивает» рисунок резьбы, особенно мелкой. Поэтому с сосной, несмотря на её наибольшую доступность, связываться не стоит, во всяком случае, в период начального обучения резьбе.

Лучшим (и самым доступным) материалом для начинающего резчика считается липа и береза. Осина, в принципе, тоже неплоха, но в ней «вязнет” инструмент. Поэтому остановимся всё-таки на липе и берёзе, причем липа – для более крупных и простых изделий, а береза, соответственно – для мелких и сложных. На мягкой древесине вообще очень трудно добиться четких очертаний мелких, а тем более миниатюрных элементов – именно потому, что она мягкая и легко не только режется, но и (даже в большей степени) мнется.

Итак, где взять материал для резьбы? В крупных городах заготовки продаются в художественных салонах. Еще почти в любом населенном пункте есть столярные мастерские магазины стройматериалов и лесоторговые фирмы. Своя мастерская есть в любой строительной организации, а небольшое предприятие по производству мебели – это вообще просто кладезь бесполезных дли столяров, но бесценных для начинающего резчика сухих обрезков и бракованных деталей. Здесь в первую очередь разговор идет, конечно, о березе.

А вот липу проще приобрести через плотников, потому что именно липой обшиваются стены в банях и саунах, из липы изготавливаются лавки, двери и полки. Кроме того, в магазинах стройматериалов продастся так называемая “евровагонка» (одинарная и двойная – см. рис. I76 – для обшивки стен. Она прекрасно подойдет для выполнения накладной резьбы. Правда, бывает несколько сыровата, но имея толщину всего 18 мм, такая доска высохнет в квартире буквально за месяц, если не раньше. Естественно, постарайтесь выбирать доски без сучков.

Кстати, тарные ящики часто делают из древесины мягких лиственных пород, а поддоны для кирпича и черепки для лопат – из березы.

Осенью в садах обычно проводят обрезку фруктовых деревьев. Лучше запастись древесиной сливы. Твердая, прекрасно шлифующаяся и очень красивая в поперечном срезе – от светло-коричневого в заболони до темно-бордового в ядре, она хорошо подходит для изготовления женских украшений. При этом сучки лучше выбирать подлиннее. Дело в том, что все фруктовые деревья при высыхании сильно трескаются. Известен случай, когда после трех лет сушки распиливали яблоневый чурбак диаметром примерно 200 мм и длиной около метра. Так вот, из этого чурбака смогли «извлечь» только восемь(!) небольших заготовок для гребней. Весь остальной материал «съели» трещины. Так что, спилив подходящую ветку (диаметром от 40 мм), тут же снимите с неё кору, оставив только кольца шириной не менее 70 мм возле торцов, а сами торцы замажьте садовым паром. Потом, чтобы не испачкаться, можно закрыть торцы полиэтиленом и оставить заготовку сушиться минимум на полгода. Толстый чурбак, предназначенный на доски, лучше сразу расколоть на плахи и так же загерметизировать торцы.

Липовые поленья тоже растрескиваются при высыхании, но гораздо меньше. Тем не менее, поступите с корой и торцами так же, как описано ранее.

Впрочем, даже при изготовлении достаточно красивых вещей можно обойтись без соответствующего по размерам кряжа, который, во-первых, очень тяжелый, а во-вторых, будет сохнуть несколько лет и все равно при этом растрескается. Посмотрите на вазы, показанные на рис. 152 и 153. Они выполнены из досок толщиной 15…18 мм и при этом выглядят вполне пристойно, да и сам процесс изготовления гораздо проще и экономичнее. Но об этом позже.

Ещё несколько слов о сушке древесины. Древесину нельзя сушить на солнце или вблизи отопительных приборов. Доступ воздуха должен быть свободным со всех сторон. Вряд ли у вас будет столько досок, чтобы укладывать их в штабель через прокладки. Гораздо проще поставить доски на торец и прислонить к стене в отапливаемом и периодически проветриваемом помещении. Кстати, небольшие заготовки можно высушить в обычной «микроволновке» за два-три сеанса.

Однако оптимальный вариант для начинающего резчика – сразу найти сухую заготовку. Помните: кто ищет, тот всегда найдет!

Материал

Для резьбы по дереву применяют разные породы древесины. Выбор той либо другой породы зависит от назначения и формы украшаемого изделия и вида резьбы.

Из лиственных пород деревьев зачастую для резьбы применяет липу. Древесина липы легко и чисто режется, немного подвержена растрескиванию и короблению. Из-за низкой твердости липу не применяют для изготовления мебели, следственно ее использование ограничено мелкими бытовыми изделиями.

Древесина ольхи также легко режется, немного коробится, отменно воспринимает отделку и имитируется под другие породы, скажем под красное дерево. Все это делает ее пригодной для всех видов работ.

Красивый материал для резьбы - древесина березы. Она тверже липы и ольхи и режется сложнее, но качество резьбы отменнее. Древесина березы отменно окрашивается и отделывается. Ее недочеты - способность легко поглощать и отдавать влагу, а также наклонность к короблению и растрескиванию, что не дозволяет использовать ее в огромных изделиях. Из березы дозволено делать убыточные резные украшения и детали мебели и других изделий.

Для резьбы на мелких изделиях - посуде, сувенирах - применяют древесину тополя и осины.

Дуб издавна использовали для огромных декоративных резных работ и изготовления мебели с резьбой. Резьба по дубу трудна и трудоемка из-за высокой твердости древесины и наклонности скалываться, но дюже колоритна и декоративна.

Древесина бука по твердости близка к дубовой, но дает поменьше сколов, потому что она больше однородна. Бук отменно окрашивается водными растворами красителей и отделывается. Используют бук в основном для мелких резных работ.

Древесина ореха - отличнейший материал для резных работ. Она восхитительно режется во всех направлениях, редко скалывается и дозволяет исполнять самую точную резьбу. Древесина ореха классно отделывается и исключительно полируется. Ее применяют при изготовлении мебели как для резьбы на массиве, так и для убыточной резьбы в сочетании с другими породами. Для высокохудожественных резных изделий мелких форм и становой скульптуры древесина ореха также считается наилучшим материалом.

Для мелких изделий, украшаемых резьбой, применяют и больше редчайшие породы древесины: яблоню, черешню и т.д.

Из хвойных пород для резьбы используют древесину сосны, ели, кедра, тиса. Из сосны издавна вырезали украшения для наличников, икон, карнизов, ворот. Эта резьба огромная, следственно неровность в плотности слоев ранней и поздней древесины хвойных пород не затрудняет работу.

Ель режется легче сосны, но у нее огромнее сучков и она дюже твердая, следственно она реже используется для резьбы.

Для резьбы нужно использовать высококачественную древесину,

Думаю, что если хочется поучиться вырезать по дереву, то для начала всё же лучше выбрать более мягкое дерево. У нас в Сибири очень часто для этой цели используют древесину кедра. Режется она очень хорошо, да и фактура самого дерева красивая. Так что советую.

Материал

Для резьбы по дереву применяют разные породы древесины. Выбор той либо другой породы зависит от назначения и формы украшаемого изделия и вида резьбы.

Из лиственных пород деревьев зачастую для резьбы применяет липу. Древесина липы легко и чисто режется, немного подвержена растрескиванию и короблению. Из-за низкой твердости липу не применяют для изготовления мебели, следственно ее использование ограничено мелкими бытовыми изделиями.

Древесина ольхи также легко режется, немного коробится, отменно воспринимает отделку и имитируется под другие породы, скажем под красное дерево. Все это делает ее пригодной для всех видов работ.

Красивый материал для резьбы - древесина березы. Она тверже липы и ольхи и режется сложнее, но качество резьбы отменнее. Древесина березы отменно окрашивается и отделывается. Ее недочеты - способность легко поглощать и отдавать влагу, а также наклонность к короблению и растрескиванию, что не дозволяет использовать ее в огромных изделиях. Из березы дозволено делать убыточные резные украшения и детали мебели и других изделий.

Для резьбы на мелких изделиях - посуде, сувенирах - применяют древесину тополя и осины.

Дуб издавна использовали для огромных декоративных резных работ и изготовления мебели с резьбой. Резьба по дубу трудна и трудоемка из-за высокой твердости древесины и наклонности скалываться, но дюже колоритна и декоративна.

Древесина бука по твердости близка к дубовой, но дает поменьше сколов, потому что она больше однородна. Бук отменно окрашивается водными растворами красителей и отделывается. Используют бук в основном для мелких резных работ.

Древесина ореха - отличнейший материал для резных работ. Она восхитительно режется во всех направлениях, редко скалывается и дозволяет исполнять самую точную резьбу. Древесина ореха классно отделывается и исключительно полируется. Ее применяют при изготовлении мебели как для резьбы на массиве, так и для убыточной резьбы в сочетании с другими породами. Для высокохудожественных резных изделий мелких форм и становой скульптуры древесина ореха также считается наилучшим материалом.

Для мелких изделий, украшаемых резьбой, применяют и больше редчайшие породы древесины: яблоню, черешню и т.д.

Из хвойных пород для резьбы используют древесину сосны, ели, кедра, тиса. Из сосны издавна вырезали украшения для наличников, икон, карнизов, ворот. Эта резьба огромная, следственно неровность в плотности слоев ранней и поздней древесины хвойных пород не затрудняет работу.

Ель режется легче сосны, но у нее огромнее сучков и она дюже твердая, следственно она реже используется для резьбы.

Для резьбы нужно использовать высококачественную древесину,

Выбор породы дерева для резьбы диктуется назначением, видом и формой изделия. Для учебной резьбы применяют главным образом древесину с однородным и равномерным, без отклонений, строением, с невыразительным рисунком древесных волокон - текстуры. Для тонких резных работ хвойные породы не годятся.
Здесь применяют лиственные - липу, осину, иву, рябину, березу, грушу, клен, грецкий орех, каштан, дуб, бук и т. д. Для некоторых мягких лиственных пород требуется постоянно остро отточенный инструмент и, естественно, особая аккуратность в работе. Мягкая древесина легко подвергается механическим повреждениям. Непригодно для резных работ и свежеспиленное дерево. Высыхая, древесина сжимается в объеме, часто коробится. В одинаковой мере непригодно для резьбы как недосушенное, так и пересушенное дерево. Пересушенное, в условиях даже нормальной влажности, неизбежно впитает влагу с воздуха и разбухнет, что приведет к растрескиванию. Недосушивание и пересушивание сказывается сильнее на твердых и плотных породах и слабее - на мягких и рыхлых. Не рекомендуется для резных заготовок соединять разные породы, так как степень усыхания у них разная. Твердая, ядровая древесина усыхает значительно меньше, чем заболонь, поэтому заболонные участки древесины коробятся сильнее, а вот у центровой доски коробление будет едва заметным. Нередко мастера сами заготовляют древесину. Очень важно знать, в какое время года делать заготовки той или иной породы, срок выдержки, условия хранения и т. д.
Опытный мастер уже по внешним признакам ствола определяет степень пригодности материала. Отсутствие мелких лучевых трещин на торце (срезе) говорит о хорошем качестве древесины. Большие трещины в торце свидетельствуют о наличии в стволе пустых мест-полостей, которые дадут брак при распиловке ствола. У сосны такие полости заполнены живицей. Если есть трещины по годичным слоям, значит, дерево непригодно для резьбы. При выборе хвойных пород необходимо учитывать плотность годичных колец. Чем они гуще, тем плотнее и однороднее древесина. Широкослойность говорит о рыхлости, непрочности дерева. Параллельность годичных колец - признак того, что дерево имеет относительно прямолинейную внутреннюю структуру. Для резных работ это отличный материал. Одиночные деревья, как правило, дают косослойную древесину вследствие скручивания при росте древесных золокон под действием ветра. У таких деревьев, кроме того, наблюдается и смещение ядровой части ближе к заболони в одном месте (с северной стороны). Здесь клетчатка имеет плотное строение. Во время сушки такое дерево трескается и сильно коробится. Поэтому валить одиночные ядровые породы не рекомендуется.
Немаловажен и возраст дерева. Молодая древесина - мягкая и рыхлая, а старая подвержена гнили, поэтому для резных работ выбирают древесину среднего (зрелого) периода. Так, у дуба - это период от 80 до 150 лет, березы - на 60-70-м году роста, сосны на 80-90-м, ясень - к 60-70 годам, ольхи - к 60 годам и т. д. Возраст дерева определяют по количеству колец на поперечном срезе сваленного дерева или по толщине ствола. Способность древесины к загибу позволяет определить степень ее упругости. Упругие породы менее крохки и ломки при высыхании, что подходит для некоторых видов резных работ. Древесина осенней заготовки более упруга по сравнению с зимней. Замечено, что наибольшая упругость дерева приходится на его средний возраст. По этому признаку сосна, например, уступает липе, ольха - березе.
По степени упругости заготовки лиственных и хвойных деревьев следует распределить так: липа, береза, ильм, осина - наиболее упругие, далее идут дуб, бук, ель, ясень, клен. Лиственница, ольха, граб, пихта, сосна - менее упругие. Хрупкость (ломкость) древесины обусловлена почвой и местностью, где растет дерево. Сосна, бук, растущие на влажной почве, имеют повышенную вязкость и малую хрупкость, а на сухой - среднюю. Дуб отличается высокой хрупкостью, если растет во влажной или слишком сухой среде.
Колкость - свойство дерева раскалываться в направлении слоев. Чем прямолинейнее текстура, тем больше древесина подвержена скалыванию. Для резьбы подбирают наименее колкие породы. Плотные и упругие породы скалываются легче мягких. Сучковатость, свилеватость, наплывность, перепутанность древесных волокон препятствует колкости. К колким породам относят дуб, бук, ясень, ольху, ель. Менее колкие - груша, тополь, граб и т. д.
Долгое хранение заготовок снижает их прочность. При резких перепадах температуры, даже в сухом помещении, материал может растрескаться. При просушивании заготовок следует исключить сквозняки. Сырой материал подсушивают в затененном, безветренном месте: в кладовке, на чердаке, в сарае, галерее и т. д. Пиломатериал - доски, бруски высыхают быстрее, не так коробятся, меньше трескаются. Не рекомендуется хранить предназначенный для резьбы пиломатериал в длинных заготовках и лежачем положении. Резные работы следует выполнять на сухой древесине (допустимая влажность-10%), чтобы исключить растрескивание и коробление. Мягкие породы усыхают медленнее твердых, а хвойные -меньше лиственных. Из последних следует отметить большую степень усыхания у березы, груши, бука. Поздняя древесина усыхает меньше ранней. Влажность влияет на плотность древесины: с повышением влажности она увеличивается. На плотных породах резьба всегда качественнее, поэтому резчики особенно ценят древесину груши, клена, бука.
Следует заметить, что пересушенная древесина трудно поддается резанию, дает сколы. Доски для рез-
ных работ выбирают с радиальным распилом (меньше коробятся). Затем их раскраивают на заготовки соответствующей длины и ширины. Большие плоскости получают путем склеивания (клей ПВА). Склеенную заготовку при необходимости подвергают циклеванию, но не шлифуют. Для начала при обучении резьбе лучше взять липу. Это дерево мягкое, хорошо режется во всех направлениях. Так как липа не отличается особой твердостью, ее используют для изготовления различных мелких предметов - шкатулок, рамок, игрушек, посуды и т. д. Древесина березы - также отличный материал. Рельеф резьбы на березе более чистый и четкий, чем на мягких породах - ольхе, липе, тополе, осине. К сожалению, эта порода легко вбирает и отдает воду, поэтому не исключено растрескивание, коробление. Ввиду этого ее применяют для изготовления сувениров, накладных резных украшений (на мебели), а для значительных по площади работ она не подходит. Березу хорошо красить, отделывать.
Ольха почти не коробится, но у нее малый ствол, нередко с косослойными участками и гнилью в ядре. Тем не менее достоинство ольхи в том, что она прекрасно имитирует другие, более ценные породы, имеющие красивую окраску,- красную, черную, розовую, фиолетовую и т. д. Ольха идет на небольшие изделия.
Резную посуду и сувениры делают из тополя и осины. Правда, эти деревья подвержены ядровой гнили, легко скалываются. Из твердых пород чаще всего для резных работ применяют дуб. Из него изготовляют и большие панно и мебель.
Бук не так тверд, как дуб, больше скалывается. Он хорош в токарном деле. Из бука делают сувениры, посуду, кухонную утварь - подносы, декоративные доски, ступки и т. д. Древесина грецкого ореха благодаря однородности строения и малой скалываемости прекрасно режется во всех направлениях и дает тончайший рельеф резьбы.
Грецкий орех хорошо отделывать и полировать. Из него изготовляют не только резные предметы малых форм, но и станковую скульптуру, резную мебель и т. д.
В резных работах особенно ценится также древесина груши. Обладая высокой твердостью и однородностью строения, она легко режется во всех направлениях. Резные элементы, даже самые мелкие, дают чистый профиль. Сколов и задиров почти не бывает, к тому же эта порода мало коробится и растрескивается, хорошо окрашивается. Для отделки резьбой точеных изделий как нельзя более подходит древесина груши. Из нее также изготовляют резную мебель, сувениры и проч.
Плотную и твердую древесину имеет клен. Режется без сколов, чисто, но поддается с трудом. Идет на изготовление предметов бытового назначения, мелких сувениров. Клен хорошо «принимает» окраску и травление.
Из лиственных пород для резных работ используют также карагач, черешню, платан, самшит, яблоню. Для резьбы применяют и древесину хвойных - сосны, тиса, ели, кедра и т. д. Сосна идет в основном на крупные резные и скульптурные изделия и, кроме того, на резные наличники, карнизы. Наличие в сосне живицы делает ее пригодной для изделий, находящихся на открытом воздухе,- резных ворот, украшений для крыльца, балкона, веранды и проч.
Ель, вследствие большого наличия в ней сучков, малоприменима для резьбы. Кроме того, она слабосмолиста и недолговечна.
Очень хорошо поддается резке древесина кедра. Она подходит и для мелких резных предметов, и для мебели.
Тис дает однородную и красивую по цвету древесину, пригодную для разнообразных резных работ. В резном деле используют каповые наросты со ствола или с прикорневой его части - сувели - округлые наросты на стволе дерева. В сечении и наросты, и сувели отличаются красивой текстурой.
Материал для резных работ можно брать в местах лесоразработок, бурелома, сухостоя, а также покупать в магазинах стройматериалов.

В этой статье хочу рассказать о способе заготовки дерева, который подходит как для резчиков–скульпторов, так и для деревянщиков других профессий.

В нашем Клубе немало тех, кто начинает свой путь в резном творчестве, и перед ними закономерно встаёт вопрос подготовки и выбора материала. Особенно проблематичным является подготовка древесины твёрдолиственных и фруктовых пород деревьев с наименьшими потерями объёма материала, количеством трещин и одновременным сокращением продолжительности сушки заготовок, не прибегая к использованию специального оборудования и малодоступной техники. Рецепт, передающийся из поколения в поколение, сравнительно доступен каждому, предназначен для всех лиственных пород дерева, его можно реализовать без особых затрат и приспособлений.

1. Заготовка материала

Спиливание дерева производят как правило в период наименьшего сокосодержания в стволе - с конца ноября и до середины февраля. Для удобства ветви и сучья обрезают в первую очередь, затем валят основной ствол. После этого снимают кору (удобно это делать штыковой лопатой, нужно предварительно обрезать конец лезвия и, заточив фаску, орудовать, как прямой стамеской – такой способ эффективнее традиционной обработки стругом) и распиливают на чурки - кругляки требуемых размеров в зависимости от авторских задумок. На этой стадии заготовки требуется как-нибудь пометить, например, на краю торца комлевой стороны ствола можно сделать зарубку. Этот факт стоит зафиксировать в блокноте для памяти, чтоб не путаться в дальнейшем.

2. Вываривание заготовок

Смысл следующего этапа заключается в том, что методом вываривания в кипящей воде ускоряется процесс удаления из дерева внутриклеточного сока. Для этой цели потребуется ёмкость, может подойти обычная бельевая выварка (знакомый деревянщик изготовил для вываривания досок пенал из нержавеющей стали длиной 2,5 метра и вмонтировал в него электротены). В нашем случае источником нагрева может служить бытовая плита, русская печь, костер. Если у автора сформирована идея – образ будущего произведения,- то целесообразно сделать на заготовке черновую обрубовку и ещё можно просверлить сквозное отверстие по центру от торца к торцу с последующей заделкой круглыми пробками. Этот приём ускорит интенсивность удаления сока, уменьшит либо исключит возникновение трещин.

Если заготовки получились длиннее по размеру самой ёмкости, то, расположив их вертикально, можно переворачивать вверх–вниз в процессе вываривания. После того как разместили материал в ёмкости, наливаем воду, доводим до кипения и варим от 3 ч до 4 ч. Для эффективности процесса можно добавлять в воду поваренную соль (4–5 столовых ложек на 1 литр воды), но если работу предстоит выполнять в резной технике, то тогда лучше исключить соль, так как она кристаллизуется и резцы очень быстро тупятся. Но если обработка дерева будет производится методом фрезерования и абразивами, то в этом случае вываривание с солью целесообразно.

Жидкость, остающаяся в ёмкости после варки, например от грушевого дерева, можно использовать, как морилку. Есть ещё старый способ удаления внутриклеточной жидкости. Брёвна укладываются в водоём с проточной водой таким образом, чтобы комлевая часть стволов была развёрнута навстречу течению. Причина такого расположения заключается в строении и свойствах капиллярно–сосудистой системы деревьев.

3. Предварительное удаление жидкости

Следующий этап – предварительное удаление жидкости из древесины. Нам потребуется неотапливаемое, неосвещённое помещение, если имеется окно, то его следует как следует закрыть – задрапировать для предотвращения попаданий возможного луча света на поверхность дерева не создавая условия для возникновения трещин. Обязательно в помещении наличие бетонного пола, лучше всего подходит подвал. Как известно, бетон обладает свойством втягивания в себя влаги. Теперь берём наши деревяшки, находим зарубки–метки и устанавливаем каждую заготовку на бетон комлевой стороной вверх, а вершиной вниз. Этот приём обусловлен созданием более интенсивного удаления влаги из наших заготовок. Как известно, влага восходящим поступательным движением проходит по сосудам-капиллярам, расположенным в структуре древесного ствола, от корней к вершине. Перевернутые “вверх ногами” сосуды–микрокамеры продолжают выполнять свою функцию без усилий в более комфортном режиме, отдают жидкость ненасытному бетону. Коэффициент полезного действия тем самым повышается, а мы получаем ускорение процесса и исключаем возникновение трещин в заготовках. Длительность этой процедуры занимает 2–3 недели (в зависимости от размеров материла).

4. Проветривание–завяливание

На дереве потребуется защитить торцы. Это можно сделать закрашиванием поверхности торцов масляной краской, заклеить бумагой. Я предпочитаю покрывать разогретым гудроном (так основательнее). Выбираем место на открытом воздухе, правильнее с северной стороны какого–нибудь строения и под навесом (от дождя, снега и солнца). Деревяшки укладываем друг на друга “колодцем”.

Лучше сохнут полешки, родные друг другу, от одного дерева, уложенные в одну стопку. Этот процесс проходит не менее одного месяца. Чем дольше естественный способ завяливания, тем больше гарантий избежать трещин в дальнейшем. После этого можно продолжать сушку в помещении с комнатным (жилым) режимом отопления, изредка проветривая.

Последовательное выполнение всех подготовительных стадий и неукоснительное соблюдение условий этого цикла гарантирует сокращённое по времени и качественное высушивание твёрдолиственных и фруктовых пород деревьев.

5. Если нет под рукой влагомера

На расстоянии 2,5–3 см от конца доски отпиливают брусок поперёк волокон, который обрезают с боков до 15 см. Брусок тщательно взвешивают, а затем сушат в печи или духовке при температуре приблизительно 100 градусов в течение 4–5 ч или на радиаторе центрального отопления в течение 48 ч.

Высушенный брусок снова взвешивают. Полученную разницу делят на массу древесины в сухом состоянии и умножают на 100, в результате получается процентное содержание влаги.

Например, имел массу 200 г, после сушки – 150 г, разница – 50 г. Поделив 50 на 150 и умножив результат на 100, получаем: (50/150)x100=33% влажности.

Чтобы изделие не коробилось, влажность древесины должна соответствовать влажности окружающей атмосферы. Поэтому для внутренних поделок, в частности мебели, рекомендуется брать древесину с влажностью 6-12%, а для внешних работ - даже до 25%.

Монах Шаолиня. Резчик Сергей Дьяченко.

Выбор и подготовка древесины для резьбы


Выбор породы дерева для резьбы диктуется назначением, видом и формой изделия. Для резьбы применяют главным образом древесину с однородным и равномерным, без отклонений, строением, с невыразительным рисунком древесных волокон – текстурой.

Так, для тонких резных работ используют лиственные породы: липу, осину, иву, рябину, березу, грушу, клен, грецкий орех, каштан, дуб и др., хвойные здесь не годятся.

Для некоторых мягких лиственных пород требуется постоянно остро отточенный инструмент и, естественно, особая аккуратность в работе.

Широкослойность говорит о рыхлости, непрочности дерева.

Параллельность годичных колец – признак того, что дерево имеет относительно прямолинейную внутреннюю структуру. Для резных работ это отличный материал.

Одиночные деревья, как правило, дают косослойную древесину вследствие скручивания при росте древесных волокон под действием ветра. У таких деревьев, кроме того, наблюдается и смещение ядровой части ближе к заболони в одном месте (с северной стороны). Здесь клетчатка имеет плотное строение. Во время сушки такое дерево трескается и сильно коробится. Поэтому валить одиночные породы не рекомендуется.

Немаловажен и возраст дерева. Молодая древесина мягкая и рыхлая, к тому же легко подвергается механическим повреждениям, а старая нестойка к гнили, поэтому для резных работ выбирают древесину среднего (зрелого) периода. Так, у дуба это период от 80 до 150 лет, у березы – от 60 до 70, у сосны – от 80 до 90, у ясеня – от 60 до 70 лет. Возраст дерева определяют по количеству годичных колец на поперечном срезе сваленного дерева или по толщине ствола.

Пума. Резчик Сергей Дьяченко.

В практической работе необходимо учитывать влажность древесины. Для обозначения различной степени влажности древесины приняты следующие термины:

● мокрая – длительно находящаяся в воде;

● свежесрубленная с влажностью: хвойные породы – выше 82 %, мягколиственные – 60–93 %, твердолиственные – 36–78 %;

● воздушно сухая – долго хранившаяся на открытом воздухе, влажность 15–20 %;

● комнатно сухая – влажность 8–12 %;

● абсолютно сухая – влажность около 0 %. Абсолютно сухая древесина используется для многих видов художественных работ: орнаментальной резьбы, столярных и бондарных работ, богородской резьбы и должна быть предварительно высушена до влажности 10–16 %.

Если обработанные изделия будут эксплуатироваться на улице (наличники окон и т.п.), то их влажность должна быть равной 15 %. Сушить древесину для таких изделий нужно под навесом в течение 3–6 месяцев. Если изделия предназначены для использования внутри дома, то древесину необходимо досушить в комнате.

Непригодна для резных работ свежесрубленная древесина. Высыхая, она сжимается в объеме и коробится. Пересушенное дерево даже в условиях нормальной влажности неизбежно впитает влагу из воздуха и разбухнет, что приведет к растрескиванию.

Недосушивание и пересушивание сказывается сильнее на твердых и плотных породах и слабее – на мягких и рыхлых.

В народных художественных промыслах наиболее широко распространены два способа сушки древесины: атмосферный и камерный. При атмосферной сушке материалы сохнут в сарае или на открытом воздухе под навесом, при камерной – в сушильных камерах различного объема.

Перед тем как взяться за нож нужно, в первую очередь, научиться слушать и чувствовать дерево. Опытный мастер уже по внешним признакам ствола определяет степень пригодности материала. Отсутствие мелких лучевых трещин на торце (срезе) говорит о хорошем качестве древесины, а большие трещины свидетельствуют о наличии пустых мест – полостей, которые дадут брак при распилке ствола. У сосны такие полости заполнены живицей. Если есть трещины по годичным слоям, значит, древесина непригодна для резьбы. Потому не стоит спешить с отбором материала для будущего изделия. Сперва необходимо внимательно присмотреться и простучать. При помощи этого приема можно найти все слабые места древесины, степень готовности к выделке и обработке. Так, к примеру, можно определить, где сидит в ней сучок, где рыхлое нутро, где завелась червоточина, где сухая, а где слишком сырая или молодая древесина.

Не рекомендуется для резных заготовок соединять разные породы, из-за неоднородной степени усыхания. Так, твердая, ядровая древесина усыхает значительно меньше, чем заболонь, поэтому заболонные участки древесины коробятся сильнее, а вот у центровой доски коробление будет едва заметным. Исходя из этого, мастер должен сам заготавливать древесину. Для чего необходимо знать, в какое время года делать заготовки той или иной породы, срок выдержки, условия хранения и т.д.

Икона. Резчик Сергей Дьяченко.

И все же, какое дерево лучше взять?

Из мягких лиственных пород наиболее предпочтительной является липа. К тому же она – лучший материал для начинающего резчика по дереву. Липа обладает мягкой, однородного строения, достаточно вязкой древесиной, которая одинаково легко режется вдоль и поперек волокон, мало подвержена короблению и растрескиванию. Недостатком является низкая твердость, что ограничивает область применения. Из древесины липы делают, как правило, небольшие предметы: резные игрушки, посуду, шкатулки, полки, настенные украшения.

Исконно русским резным материалом считается береза с ее белой, твердой и упругой древесиной. Она однородна по плотности и хорошо режется, хотя и труднее, чем липа. Рельеф резной поверхности получается чистым и четким. Береза хорошо окрашивается и отделывается, но подвержена сильному короблению. Поэтому ее нельзя применять для изготовления деталей больших размеров. Из древесины березы лучше делать небольшие детали мебели, резные и точеные накладные декоративные элементы.

Нередко используется древесина красной и черной ольхи. Это тоже однородный, вязкий материал, легко поддающийся обработке. Она хорошо режется, окрашивается, мало коробится.

Мало кто знает, что для резного дела подходит осина, серебристая, светящаяся древесина которой обладает всеми качествами, необходимыми для резных работ. Она однородна по строению и, хотя несколько более хрупка в сравнении с липой, может с успехом быть применена в любом виде резьбы.

Тополь по своим свойствам близок к липе, но при резьбе он может легко скалываться. Поэтому на древесине этих пород лучше всего выполнять крупнорельефную резьбу.

Из твердых лиственных пород используют дуб, орех, бук, грушу, клен.

Дуб считается классическим материалом для резьбы. Он обладает однородной плотностью на темных и светлых участках годичных слоев несмотря на крупноструктурное полосатое строение, а также вязкостью и необычной прочностью. Но древесина дуба твердая и ломкая, из-за чего нелегко поддается резьбе. Эту породу лучше применять для изготовления крупных декоративных элементов, а также накладных деталей. Дуб хорошо обтачивается, окрашивается и полируется. Позволяет выполнить как монументальные, так и небольшие камерные композиции.

Орех хорошо режется во всех направлениях, не дает сколов, поэтому его можно применять для выполнения самой тонкой резьбы. Древесину ореха используют для изготовления мебели, высокохудожественных резных изделий малых форм.

Бук по твердости близок к дубу, но скалывается еще больше. Он хорошо окрашивается и отделывается.

Груша легко и чисто режется во всех направлениях, мало коробится и хорошо окрашивается и отделывается, но имеет высокую твердость. Из ее древесины делают небольшие сувениры с рельефной резьбой, накладные декоративные детали для мебели.

Однородную, но твердую древесину имеет клен. Он режется чисто и без сколов, но тяжело; хорошо окрашивается и отделывается. Его древесину применяют в мозаичных и токарных работах.

Рыцарь. Резчик Сергей Дьяченко.

Однако не следует ограничиваться только лиственными породами. После того, как будет освоена техника резьбы, будут изучены приемы работы, можно браться и за хвойные породы с их ярко выраженной полосатой текстурой – ель, сосна, пихта и более прочная лиственница.

При выборе хвойных пород необходимо учитывать плотность годичных колец. Чем они гуще, тем плотнее и однороднее древесина. Для контурной и геометрической резьбы подойдут любые из перечисленных пород. Только нужно иметь в виду, что рисунок слоев древесины оказывает серьезное влияние на вид, форму и величину элементов задуманной композиции. Например, при работе с сосной и лиственницей узоры должны быть крупными и достаточно глубокими. Это диктуется:

● во-первых, на срезах текстура выделяется очень сочно, яркими, четкими линиями, вмешиваясь и искажая глубину узоров, поэтому мелкие элементы теряются в рисунке древесины и резьба на ее фоне плохо просматривается;

● во-вторых, древесина хвойных пород очень хрупка и неравномерна по плотности. Она легко скалывается по слою, особенно если элементы узора мелкие, отчего работа приобретает неопрятный, щербатый вид. В крупных элементах эти недостатки незаметны.

Что касается таких пород, как липа, осина, береза, то они могут быть покрыты тончайшим узором, который не забивается природным рисунком волокон. А так как древесина у этих пород равномерно гладкая и достаточно вязкая, то даже мелкие элементы не скалываются.

Из хвойных пород для резных работ можно с успехом использовать древесину сосны и ели. Из сосны вырезают украшения для наличников окон и дверей, карнизов, простенков домов и т.п. Это, как правило, крупнорельефная резьба. Благодаря смолистости сосны резные украшения из нее долговечны.

Ель мягче сосны и режется легче, но у нее имеется много твердых сучков, она менее смолиста, чем сосна, поэтому для резных работ применяется реже.

При выборе древесины для резьбы необходимо избегать таких пороков, как свилеватость, наклон волокон, прорость, сучки, трещины, гнили, червоточины.

Доски, предназначенные для резьбы, раскраивают на заготовки на круглопильных станках и обрабатывают в размер на фуговальных и рейсмусовых. Большое значение имеет срез доски – радиальный или тангенциальный. По радиальному срезу резать легче, доска меньше коробится, но резьба получается не такой выразительной, как на тангенциальном. Для крупных резных деталей лучше применять доски радиального распила, а для небольших – тангенциального.

Если резные детали имеют большую ширину, то заготовку получают путем склеивания отдельных брусков или дощечек. Для склеивания можно применять поливинилацетатный клей. Бруски надо подбирать так, чтобы срез и направление годичных слоев были одинаковыми, иначе выполнять резьбу будет трудно, а внешний вид изделия может значительно ухудшиться, особенно при окрашивании водными красителями. Склеенную заготовку выравнивают по пластям на рейсмусовом или фуговальном станке.

Резьбу на крупных деталях лучше выполнять до их сборки в изделие. В таком случае детали должны быть тщательно обработаны и подогнаны.

Материал взят из книги «Резьба по дереву», Банников Е.А.

Популярные статьи

© 2024 giperdveri.ru
Ремонт. Остекление. Двери. Утепление. Дизайн