Натуральные камни всегда являлись излюбленным материалом большинства ландшафтных дизайнеров и владельцев загородной недвижимости, желающих придать садовому участку больше эксклюзивности и стиля. Однако, природный гранит, песчаник, сланец или лемезит, которые чаще всего используются для облицовки, дорого стоят и отличаются большим весом.
К счастью, сегодня не обязательно покупать дорогостоящий материал, потому что сделать искусственный камень своими руками может практически каждый, благо методов изготовления таких декоративных элементов существует множество и все они начинаются с создания формы.
Разумеется, готовый комплект для создания декоративных изделий можно найти и в магазине, но так как мы говорим про изготовление искусственного камня своими руками, то мы не пойдем простым путем и рассмотрим производство формы с нуля.
Полезно! Не стоит покупать дешевые пластмассовые матрицы, так как они сломаются уже после первой заготовки.
Для этого понадобится опалубка, для нее подойдет сделанный из фанеры ящик или обычная коробка. Ее размер должен превышать готовый образец на 10-15 мм по ширине и на 25-30 мм по высоте. Если вы планируете создать маленькие искусственные камни своими руками, то вполне хватит и обычной упаковки от сока.
Когда опалубка подготовлена, пора переходить к ее заливке, чтобы в дальнейшем у вас получилась готовая форма. Чаще всего для ее создания используют силикон или компаунд.
Силиконовый герметик — это самый доступный и дешевый материал для изготовления формы, который обладает отличными техническими характеристиками. Он продается как в тюбиках, так и в ведрах, остается только определиться с габаритами изделий.
Чтобы изготовить силиконовые формы для искусственного камня своими руками потребуется:
Важно! Если вы используете готовый гипсовый камень в качестве исходного образца, то перед работой его обязательно нужно покрыть несколькими слоями олифы или лака.
Интенсивность полимеризации силикона зависит от того, сколько материала было залито в опалубку. Обычно герметики затвердевают со скоростью 2 мм в сутки, соответственно, если вы хотите изготовить искусственный камень больших габаритов, то торопиться вынимать матрицу из опалубки не стоит.
После того, как форма полностью затвердела, ее можно извлечь из короба и тщательно промыть от смазки.
Решая, как сделать искусственный камень, некоторые отдают предпочтение специализированным составам, используемым для создания литьевых матриц.
Полиуретановые компаунды состоят из двух компонентов, поэтому готовые изделия получаются более долговечными и обладают лучшими физическими свойствами. Такие составы профессионалы часто используют для отливки гипсовых деталей для скульптур.
Чтобы подготовить «шаблон» искусственного камня в домашних условиях из компаунда:
Полезно! Чтобы компоненты жидкости хорошо смешались, рекомендуется использовать электродрель с насадкой-миксером.
Время затвердевания компаунда составляет 24 часа, независимо от его объема, но лучше подождать двое суток, чтобы все свойства материала полностью активизировались. После этого в «чашу» можно заливать основу будущего камня.
В состав искусственного элемента могут входить самые разнообразные материалы и их выбор зависит от того для какого типа отделки изготавливается декоративный элемент.
Для цоколя обычно делают искусственный камень из цементного раствора, в состав которого также могут входить песок, мелкодисперсный гравий, каменная крошка и прочие компоненты, придающие готовому изделию рельефность и более натуральную структуру.
Чтобы получить камень из цемента потребуется выполнить несколько шагов:
Готовый камень можно вынимать уже через 12 часов, но после этого рекомендуется оставить его на две недели в сухом месте, чтобы он полностью затвердел.
Полезно! После каждой заливки обязательно тщательно промывайте матрицу.
Это довольно простой метод, который не требует использования специализированного и дорогостоящего оборудования.
Для изготовления материала при отделке внутренних стен дома стоит отдать предпочтение смесям на основе гипса или алебастра. Эти материалы подойдут, если вам нужен искусственный кирпич для внутренней отделки или другие декоративные элементы имитирующие натуральные каменистые поверхности.
Чтобы изготовить гипсовый камень:
Несмотря на то, что это довольно простой способ, чтобы создать, например, искусственный камень под кирпич, стоит отметить свойства гипса. Дело в том, что этот материал очень быстро твердеет, поэтому готовить смесь «впрок» не стоит. Хоть лимонная кислота обладает свойствами, замедляющими этот процесс, несколько раз проверьте, что вы подготовили все необходимое для работы и вам не придется отлучаться.
Помимо этого существует современная технология изготовления искусственного камня из полимерных материалов. Такие изделия подходят как для внешней облицовки, так и для внутренней отделки.
Оформление фасадов и внутреннего пространства дома акриловыми элементами обладает определенным преимуществом – изготовить декоративные изделия можно за считанные часы. Но чтобы получить нужную консистенцию синтетического материала потребуются следующие компоненты:
После этого произведите несколько «манипуляций»:
Полезно! Акрил лучше всего подходит для создания искусственного мрамора своими руками и других «благородных» парод.
После этого остается только произвести покраску искусственных камней и определиться где они будут размещены.
Существует два способа получить крашеный камень. Нанести краску можно на уже готовое изделие, но в этом случае оно будет выглядеть менее натурально и быстро выцветет.
Лучше всего добавить красящий пигмент в процессе заливки материала в матрицу. При этом это должен быть не стандартный колер, который используют для стен, а железооксидный неорганический краситель.
Полезно! Самые лучшие красители, которые хорошо смешиваются с раствором, производит немецкая компания Hermann Ter Hell.
Перед тем, как красить будущий искусственный камень смажьте пигментом матрицу. Благодаря этому цвет изделия будет неоднородным, а соответственно и более реалистичным. Также необходимо добавить красящее вещество в смесь во время ее приготовления. Обычно дозировка пигмента подбирается еще в магазине, но если у вас нет возможности проконсультироваться, то используйте:
Чтобы не «промахнуться» с нужным оттенком лучше всего изготовить тестовый камушек и только потом делать основной замес.
Изготовление искусственного мрамора, кирпичей и других декоративных изделий не занимает много времени и не требует особой подготовки. Следуя рекомендациям, приведенным в статье, каждый сможет создать уникальные элементы, которые украсят садовый участок и дом.
Специалисты, занимающиеся разработкой и поиском новых форм и материалов для оформления фасадов зданий, ландшафтного дизайна стремятся найти более дешевые и одновременно более привлекательные фактуры каменной облицовки. Вместо тяжелого и капризного природного гранта, кварцита, песчаника массово используется синтетический или литьевой камень, производство обходится значительно дешевле, а по декоративным возможностям материал практически не уступает природному. Тем более что рецептура позволяет изготавливать многие виды искусственных камней собственными руками, почти в домашних условиях.
Во все времена считалось, что натуральный продукт лучше искусственного, но, тем не менее, спрос на искусственный камень растет впечатляющими темпами, причин возникновения подобной ситуации две:
К сведению! При использовании современных технологий можно сделать искусственный камень настолько реалистичным, что отличить его сможет только специалист.
Единственным весомым недостатком искусственного камня является невысокая долговечность. Натуральный камень простоит на фасаде здания несколько сотен лет, тогда как искусственный материал способен выдержать 30-40 лет при должном уходе и обслуживании поверхности.
Чем отличается искусственный камень от обычной бетонной отливки, алебастра, известкового блока, полимербетона и вспененной глины? Ничем. Разница только в том, что искусственно сформированной, окрашенной и отвержденной каменной массе специальным способом предварительно придают требуемую форму и рельеф поверхности, тонируют и насыщают специальными добавками.
У искусственного камня есть замечательное качество, выгодно отличающее его от натурального материала, — каменную массу можно отливать либо прямым способом в форму, либо более сложным шликерным методом. При соблюдении технологии можно сделать из искусственного камня очень сложные, красивые и одновременно долговечные конструкции, например, каменную скульптуру или детали портика крыльцовой группы, балкона, оконного проема.
Примерно 80-90% искусственного камня производится для облицовочных работ внутри помещений и фасадов зданий. Имитация ракушечника, песчаника, природного кварцита, гранита и даже мрамора дает возможность сделать коробку здания практически неотличимой от постройки из натурального материала.
Все существующие декоративные материалы на основе искусственного камня делят на пять основных видов:
Гипсовые и полимерные искусственные камни выпускают в виде облицовочной плитки для отделки внутренних помещений, крыльцовых групп, оформления стен под стилизованную каменную кладку с рваной фактурой поверхности. Полимерный камень на основе полиэфирной смолы используется для изготовления каменных столешниц, предметов интерьера и элементов наружного декора фасада здания.
Относительно новый вид искусственного камня из обожженной белой глины с большим содержанием пустот только недавно начал применяться для отделки спален и гостиных комнат. Помимо симпатичной фактуры, имитирующей ракушечник, пористый камень отлично сохраняет тепло, и главное — обеспечивает очень высокую звукоизоляцию помещения.
Свойства и долговечность искусственного камня в значительной степени зависят от материала и технологии изготовления. Современные способы производства искусственного камня опираются на несколько базовых технологий:
Все три способа можно освоить для изготовления искусственного камня даже в домашних условиях. Естественно, потребуется сделать небольшое оборудование для формования готовых плит или блоков, обжига или отверждения смеси.
К сведению! Кроме того, потребуется сделать целую серию форм и литьевых штампов, чтобы разнообразить фактуру поверхности искусственного камня.
Стена из природного камня, например плоского песчаника, отличается от облицовки из искусственного материала, прежде всего, своей индивидуальностью. Чтобы сделать облицовку из искусственного камня максимально похожей на природный материал, для изготовления плиток песчаника используют до десятка литейных форм с разным рисунком поверхности.
Сырьем для производства искусственного камня служат бентонитовые белые глины с небольшим количеством извести и порообразователя. После тщательного прессования на ручном прессе получается гладкий, как кирпич, камень.
После обжига большая часть извести разлагается с образованием углекислого газа, и гладкая поверхность искусственного камня превращается в ноздреватую, испещренную порами, словно краюха хлеба.
Сделать ракушечник можно даже в угольной печи, но чаще всего мастера предпочитают выкладывать обжиговые печные шкафы отдельно. Это позволяет сделать процесс производства искусственной керамики более качественным.
Изготовление имитации натурального камня из цементно-песчаных смесей считается наиболее простым и доступным для домашнего производства. Для работы потребуется купить вибростол и сделать своими руками литейные формы.
После отверждения смеси готовый блок извлекают из формы, сушат, подрезают рисунок, окрашивают и выкладывают для окончания усадочных процессов минимум на 5-10 дней. Такой вид искусственного камня зачастую называют каменным литьем.
Изготовление искусственного камня на основе гипса несколько отличается от каменного литья. Рецептура каменной смеси на основе гипса может отличаться добавками замедлителей схватывания и использованием присадок в виде гранитной пыли и фиброволокна.
Один из наиболее ходовых рецептов подразумевает применение в качестве добавки белого цемента. На практике двухкомпонентные системы получаются очень ломкими и колкими, так как гипс быстро связывает воду, а цементная часть не успевает прореагировать до конца.
Достаточно просто сделать искусственный камень на основе полимерных смол, например, эпоксидной ЭД5М, модифицированного гелькоута, полиэфирной массы Estromal A200 или тиксотропной смолы Cristic 412COS, специально разработанной для производства полимербетонов.
К сведению! Искусственные камни, не уступающие по внешнему виду и прочности граниту или гиперпрессованной плитке, изготавливали еще в XIX веке, безо всяких прессов, печей, полимерных смол.
В конце XIX — начале XX века широко использовался заменитель бетона, точнее, искусственный камень на основе минерального геля. Отличительной особенностью искусственного материала является то, что сделать его можно своими руками в обычном ведре или корыте, без вибростанков или обжиговой печи.
Для изготовления использовался следующий набор компонентов:
Для того чтобы сделать искусственный камень, требовалось сделать деревянную разборную форму, внутренняя поверхность которой покрывалась облицовочным материалом, например, гранитным гравием, или выкладывалась плиткой. Далее необходимо сделать замес компонентов без добавления воды. Чтобы сделать смесь более пластичной, песок слегка увлажняли раствором мыла.
После того как исходные компоненты были тщательно перемешаны, нужно сделать закладку материала в форму с опрыскиванием водой. Каждый слой по мере укладки тщательно утрамбовывался. После того как форма была заполнена, ее погружали в воду. Через сутки форму разбирали, чтобы сделать новый замес.
Прочность каменной массы, по современным меркам, соответствовала бетону из цемента марки М800.
От того, насколько правильно подобрана конструкция и материал формы, зависит качество поверхности и прочность искусственного камня. Сделать правильный выбор достаточно просто, если учитывать свойства материала, из которого будет выполняться заливка.
Чаще всего для формирования отливки используются:
Все три типа формы применяются в качестве оборудования для мелкосерийного и массового производства искусственного камня для отделочных нужд. Для единичного изготовления используются воск-парафиновые формы, например, если нужно сделать собственными руками полимер-гранитную столешницу или имитацию каменного массива для обустройства подоконника.
Если необходимо сделать искусственный облицовочный камень с тонким сетчатым рисунком или вкраплениями драгметалла, применяются металлические литейные штампы. Такая конструкция позволяет воспроизводить на полированном камне графику практически любой сложности, вплоть до надписей или фирменных знаков.
Плитки из полимергранита с оттиском клейма широко используют для облицовки ванных комнат и бань, чтобы подчеркнуть качество используемых материалов.
Сделать форму под изготовление высококачественного облицовочного камня не так просто, как может показаться на первый взгляд. Литейная матрица, в которую будет заливаться смесь, должна обладать определенной жесткостью и не деформироваться под нагрузкой. Большинство силиконовых или бутилен-стирольных штампов и форм выдерживают давление только относительно тонких плиток. При этом форма должна находиться в горизонтальном положении. Если сделать заливку искусственного камня в вертикально стоящую форму, так называемый дуплекс, то неизбежно проявятся деформации рисунка материала. Не спасает даже каркас или песчаная подушка.
Кроме того, материал формы не должен поглощать воду, связующее или реагировать с присадками, например, со щелочами или лимонной кислотой. Если в процессе производства искусственной каменной плитки используется вибростол, то форму необходимо сделать разборной, в остальных случаях лучше всего подойдет монолитная силиконовая матрица.
Форму для литья искусственного камня рекомендуется сделать с промежуточной лакировкой поверхности, это несколько усложняет отделение, но обеспечивает практически глянцевое качество облицовочной плитки. Для рваной фактуры силикон или полиуретан, наоборот, зернят песком, чтобы подчеркнуть излом камня.
Литейные короба и формы, изготовленные из толстой фанеры, чаще всего применяются для двух типов отливок из искусственного камня:
К сведению! Лучше подходит водонепроницаемая бакелитовая фанера с ламинированной поверхностью. Плоские и коробчатые конструкции также используются для укладки полноразмерных объемных форм.
Например, при изготовлении деталей лепнины или барельефа, небольших статуэток, элементов памятников из искусственного мрамора применяется разъемная силиконовая модель или восковая форма с глиняным покрытием. Форму размещают в коробе из дерева и засыпают песком, после чего воск вытапливается, а пространство заливается каменной смесью.
Если под рукой найдется несколько обломков от пенопластовых плит утеплителя, то вполне реально сделать деревянную форму под отливку искусственного камня безо всякого силикона или других полимерных смол. Чтобы сформировать ломаную фактуру колотого камня, края обрезаются и складываются пакетом, чтобы матрица из пенопласта не развалилась, набор протыкают по краям гвоздями.
Полученную заготовку покрывают акриловым лаком и сушат, далее из деревянной доски или планки нужно сделать литейный короб по размерам пенопластовой матрицы. Оттиск устанавливают вместо дна короба и закрывают несколькими планками. Готовую форму красят водостойкой краской и заливают смесью.
В простейшем варианте можно сделать форму - штамп для отливки облицовочной плитки из искусственного камня с тиснением под дерево из нескольких подобранных по фактуре и рисунку волокон деревянных планок.
Если требуется сделать отделку угла цоколя дома небольшой лентой из искусственной каменной плитки, то нет смысла приобретать дорогостоящую полиуретановую форму, проще и быстрее сделать литейную матрицу на несколько десятков плиток своими руками.
Для формирования матрицы необходимо сделать короб из ОСБ, фанеры или даже картона, склеенного скотчем. Высота коробки - 60-65 мм, размеры, как правило, ограничены 60х70 см. Этого достаточно, чтобы сделать отливку 4-5 плиток из искусственного камня. Чем больше форма, тем больше потребуется силикона и времени, чтобы ее сделать.
На дно коробки укладывается исходная модель поверхности будущего камня. Это может быть ломаный пенопласт, дерево, кирпич, керамическая плитка или очень красивый и эффектный многослойный оттиск «Леон»,
Такую фактуру можно сделать из сложенных пакетом нескольких слоев пластика или фанеры. Любой вариант матрицы, независимо, из какого материала он был сделан, покрывают масляным или алкидным лаком и тщательно сушат. Если сделать основу из пенопласта, то в качестве защитного покрытия используют олифу или термообработанный «вареный» масляный лак.
В качестве материала для формы используется однокомпонентный акрилатный силикон низкой степени полимеризации. Продается в тубах, полимерных колбасках и пластиковых ведрах, на вид напоминает старый загустевший КМЦ клей. Его легко узнать по уксусному запаху. Воду он не проводит, а водяной пар пропускает очень даже неплохо. Это наиболее важная его характеристика.
Можно, конечно, сделать литейную форму под бетонный искусственный камень из более плотного и жесткого двухкомпонентного силикона, в надежде на то, что силиконовой матрицы хватит на пару сотен отливок вместо положенных трех десятков. Но возникает проблема, если сделать заливку цементно-песчаной смесью в плотный силикон, то застывать она будет не менее 4-х дней, прежде чем форму можно будет удалить.
Матрицу и стенки смазывают техническим вазелином, после чего выдавливают или забрасывают пространство силиконовой массой. Чтобы сделать форму, плотную силиконовую массу как бы вдавливают в матрицу шпателем, смоченным мыльным раствором.
Если необходимо сделать силиконовую форму для искусственного камня на основе полимерной смолы, то силикон прогревают и по возможности подсушивают. В промышленных и лабораторных условиях силиконовую массу под искусственный камень подвергают вакуумированию, как на видео
Силиконовой формы хватает на 30-40 отливок из искусственного камня. На практике даже небольшие работы по отделке фасада требуют как минимум полторы-две сотни плитки только для цоколя, прилегающего к входной группе здания.
В случае, если нужно сделать форму для изготовления искусственного камня на продажу, то лучше всего для формирования матрицы использовать литьевые полиуретановые смолы с химическим отверждением. На нашем рынке сейчас доступен Силагерм №5035, специально разработанный для изготовления оттисков, матриц и литьевых форм.
Поверхность матрицы перед заливкой покрывают разделительным слоем силикона или более вязкой Типром 90. После смешивания с отвердителем нужно сделать заливку полиуретановой смолой в течение часа, окончательная готовность формы - через 24 часа.
Для особо сложных форм под заливку искусственной каменной массы можно использовать формовочный полимер Poly 74-29, немецкого производства. Достаточно дорогой материал обладает очень низкой вязкостью, поэтому форму можно сделать для матрицы с самой сложной поверхностью. Правда, щели и стыки предварительно придется заклеить мастикой или замазать пластилином.
После перемешивания с отвердителем полиуретановая масса приобретает желтый цвет и консистенцию очень жидкой сметаны. Смесь выстаивают 10-15 мин для удаления воздуха и заливают в форму тонкой струйкой.
Материал полиуретанового компаунда нужно будет в течение 10-15минут выглаживать шпателем или острым предметом, чтобы облегчить удаление пузырьков воздуха. Через сутки залитую форму можно аккуратно снять с матрицы.
Для того чтобы снять изготовленную форму из полиуретана, нужно аккуратно открыть замки или удалить крепеж, удерживающий стенки деревянного короба. Если борта изготовлены из бумаги, то их можно просто срезать острым ножом.
Отделить боковины от пенополиуретановой формы будет сложно, даже если их поверхность предварительно была покрыта разделительным слоем. Разработчики литьевого компаунда Poly 74-29 предлагают сделать несколько раз обрызгивание стенок и дна формы специальной силиконовой жидкостью в аэрозольной форме Pol-Ease2300. Масло проникает в мельчайшие поры и облегчает процесс отделения полиуретана от матрицы.
Силиконовая форма для искусственного камня снимается с матрицы только заворотом, как на фото.
Вдоль одного из краев мягкой силиконовой подушки нужно делать неглубокий надрез ниткой или острым ножом. В надрез заводится алюминиевая планка, край прижимается пальцами, и форму для искусственной каменной плитки снимают с матрицы, словно апельсиновую кожуру.
Сделать красивый и одновременно прочный искусственный камень несложно при условии соблюдения технологии и рецептуры смеси. Исключением может быть приготовление искусственного полиэфирного камня, сделать его в домашних условиях крайне сложно. Для работы с полиэфирной смолой как минимум требуется специальное оборудование, желательно термостатированное, и вакуумная камера.
Искусственный камень из цемента
Простейший рецепт сухой смеси для приготовления искусственного камня на цементно-песчаной связке выглядит следующим образом:
Совет! Если нет возможности использовать белый цемент, можно сделать замес на обычном сером, но поверхность формы перед заливкой рабочей массы затирают титановыми белилами.
Можно дополнительно рассчитать водопотребление, но на практике воду вводят очень маленькими дозами, примерно 80% от того, что требуется, чтобы сделать бетонную стяжку. Ингредиенты первоначально перемешивают и перебивают в течение 15-20 мин на сухую, и только потом добавляют воду и краситель. Смесь вымешивают вручную, как только вязкость начнет стремительно расти, замес выкладывают в форму и устанавливают на вибростол.
Если нужно сделать облицовочную плитку, за пару минут до выключения вибратора на тыльную сторону залитого искусственного камня укладывают сетку или пластиковую решетку.
Нередко прочность плиток из искусственного камня пытаются усилить с помощью полипропиленового фиброволокна или гравийного отсева. На практике известно, что лучше всего не делать армирование или ограничиться асбестовым волокном. То же самое касается гравийного отсева, чем однороднее и монолитнее масса, тем прочнее получается искусственная каменная фактура.
Приготовление гипсового искусственного камня получается намного проще, хотя бы потому, что гипс не дает такой усадки и выбраковки красителя, как щелочная среда цементно-песчаной смеси.
Для того чтобы сделать заливку одной силиконовой формы, потребуются следующие материалы:
Важно! Сведения по содержанию минерального красителя приведены ориентировочно и требуют практической проверки.
По рецептуре в емкость заливается вода, небольшими порциями добавляются красители, после чего нужно сделать перерыв на 5 минут для растворения химикалий для окраски искусственного камня. Вторым этапом добавляется затем гипс и песок, по мере забрасывания ингредиентов в воду, смесь необходимо постоянно вымешивать электромиксером. Можно сделать по-другому, предварительно смешать гипс с наполнителем, и только потом заливать воду.
Далее узкой малярной кисточкой наносят сухой пигмент на поверхность силиконовой формы и заливают гипсовой массой форму искусственного камня. Сделать это нужно не позднее, чем через 5 мин после заливки последней порции гипса. Через сутки материал аккуратно отлепляют от формы и отправляют на окраску поверхности.
Из алебастра, стеклянного порошка, титановых белил и ПВА можно сделать опалесцирующий искусственный камень. Стеклянный наполнитель можно сделать из любых бесцветных осколков, потребуется примерно 30% от веса алебастра. Смесь быстро застывает, поэтому нужно сделать раскислитель из лимонной кислоты.
По такому же рецепту можно сделать искусственный мрамор, только вместо стеклянного порошка в смесь добавляют мраморный порошок с титановыми белилами. После затвердевания поверхность искусственного камня зачищается наждаком и полируется.
Для отливки искусственного камня потребуется двухкомпонентная акриловый компаунд, смола и отвердитель. В чистой сухой емкости смолу перемешиваем с отвердителем и малыми порциями добавляем сухой минеральный краситель, лучше использовать фирменный колер Байер или любой другой известной фирмы. Хороший тонер - это половина решения проблемы.
К сведению! Смолу лучше вымешивать вручную, если заправить и размешать акриловую массу миксерной насадкой, получится большое количество воздушных пузырьков, которые после заливки и отверждения искусственного камня превратятся в каверны на поверхности отливки.
Далее в полимерную матрицу засыпают мелкий наполнитель, крупный закладывают прямо в форму, и можно сделать первую проливку акрилом. Через 5-7 минут после вибростенда нужно сделать окончательный залив материала, после чего отправить его на отверждение минимум на сутки.
Существует отдельная категория искусственного камня, которую можно сделать на эпоксидной смоле или корабельном лаке гелькоуте. Если сделать каменную массу на основе молотого кварца или мрамора, то можно получить красивый полупрозрачный материал, очень похожий на природный жадеит или халцедон.
Чаще всего молотый кварц для искусственного камня приобретается в готовом виде, тогда как заливку можно сделать безо всякой подготовки. Самодельный молотый камень или крупный морской песок тщательно моют с использованием воды с добавлением «Белизны» или спирт-ацетоновой смеси. Если этого не сделать, кварцевый камень получится слабым, будет трескаться и крошиться.
Простое и одновременно эффективное устройство, без вибростенда сделать искусственный камень прочным, без каверн и пузырьков практически невозможно. Все цементно-песчаные и полимерные искусственные каменные массы уплотняются на вибростоле.
Сделать вибростенд не представляет особой проблемы. За основу берется круглая столешница из фанеры 20-30 мм толщиной, которую укладывают на полиуретановые подушки, можно даже на обычном слесарном верстаке. По краям ставят пару электродвигателей с эксцентриками. Двигатель ставят вертикально, чтобы сделать колебания стенда преимущественно в горизонтальной плоскости.
Окрашивание искусственного камня выполняется в зависимости от используемого материала. Для большинства рецептур искусственного камня материал можно сделать тонированным тремя способами:
Для цементно-песчаных отливок, чтобы убрать серый бетонный тон, перед заливкой массы форму затирают титановыми белилами. После извлечения искусственного камня из формы поверхность окрашивается жидкими тонерами на основе солей железа, никеля и хрома.
Процесс укладки керамического, гипсового и цементно-песчаного искусственного камня выполняется точно так же, как наклеивание обычной облицовочной плитки. Бетонные и цементно-песчаные камни с тыльной стороны обрабатывают грунтовкой глубокого проникновения. Оборотку кварцевых и акриловых плиток затирают на грубом наждаке, чтобы сделать поверхность шероховатой.
Поверхность под укладку искусственного камня можно особо не выравнивать, можно сделать тонкий черновой подслой из цементной штукатурки на основе М400 с противоусадочными добавками. Через 2-3 часа на стене нужно сделать валиком риски для увеличения прочности сцепления камня с основой.
Если плитки из искусственной каменной массы вышли очень тяжелыми, то крепеж выполняется с использованием дюбелей или отрезками рубленой проволоки диаметром 3-4 мм.
Плитку из искусственного кварцевого камня, любые материалы на основе гипса и полимерной матрицы лучше всего клеить с помощью плиточной массы с добавкой акрилового клея. Для эпоксидного и акрилового искусственного камня используют клеевые массы на основе тех же смол, что применялись для заливки форм.
Для укладки тяжелых искусственных камней с наполнителем из гранита или базальта предварительно нужно сделать ряд из нескольких скоб. Для этого по размеченной линии сверлят и забивают в стену пробки, вставляют скобы из проволоки и затирают края алебастром. Можно сделать целый ряд на всю стену, чтобы тяжелая плитка не отлетала, пока не застынет клей.
Для заделки швов используют тот же материал, что и для наклейки каменной плитки. Часть клеевой массы герметично запечатывают и ставят в холодное место, можно даже в холодильник. Через 5-7 ч швы заклеивают скотчем, разрезают ножом, заполняют стыки шприцевым пистолетом. После застывания клея скотч снимают, а поверхность искусственной массы крацуют щеткой.
Сделать высококачественный литой материал своими руками с первого раза очень сложно. Приходится экспериментировать, прежде чем удастся сделать лицевую поверхность полностью закрытой гранитным или мраморным наполнителем. Только в этом случае можно сделать облицовку красивой и одновременно долговечной. Чтобы обеспечить защиту для бетонных и гипсовых плиток, поверхность нужно раз в 4-5 лет покрывать каменным лаком или пропитывать водоотталкивающими смесями на основе силикона.
Искусственный камень известен с незапамятных времен: обычный кирпич и застывший известковый раствор – тоже искусственные камни. Но только в наши дни искусственный камень признали материалом №1 для отделки помещений и самодеятельного ландшафтного дизайна. Причина – используя современные материалы и технологии, можно сделать вполне приличный искусственный камень своими руками. По крайней мере, некоторые его разновидности, т.к. видов искусственного камня очень много.
Природный камень – дорогой и, как это ни странно, капризный материал. Взгляните на рисунок. Традиционный японский садик тобииси и столь же традиционный европейский альпинарий стоят дороже виллы, показанной слева. Для тобииси глыбы нужно подобрать в соответствии с сакральными требованиями дзен, а плиты сланца для альпинария – по условиям дизайна. И камень подойдет лишь из определенных месторождений, уже по требованиям прочности и стойкости. И привезти его нужно так, чтобы по дороге он не превратился в щебень.
Пиленый или колотый отделочный камень дешевле, хотя все-таки очень дорог. И дорога работа по нему: не плитка, каждый нужно примерять и подбирать по месту. И сильно нагружает стену или перекрытие – тяжел. Тонкими слоями не наколешь и не напилишь – расколется, хрупок.
Искусственный камень по механическим свойствам и стойкости может превосходить дикий природный камень и уж точно не уступает ему даже изготовленный в домашних условиях. Вдобавок имеет важные преимущества:
Дополнительно : имитация камня с помощью полимерных связующих (см. далее) дает изделия термопластичные, которые уже после изготовления можно изгибать, формовать, соединять друг с другом без швов.
Видов изделий из искусственного камня не счесть. Им облицовывают стены, внутренние и наружные, из него делают декоративные элементы для интерьера и мебели, кухонные мойки, подоконники, столешницы и мебель целиком, см. рис. В последнем случае используется термопластичность полимерного искусственного камня.
Кроме того, дома из него можно изготовлять статуэтки, безделушки, сувениры. Существуют технологии, позволяющие получать эффекты тигрового, кошачьего и змеиного глаза. Есть умельцы, делающие из искусственного камня нэцке, которые эксперты-японцы не сразу отличают от настоящих. Но это все относится уже к области ювелирного мастерства, а вот искусственный декоративный камень можно наловчиться делать своими руками необычайно похожий на лабрадорит, розовый орлец или серпентинит. До чароита с малахитом Данилы-мастера XXI в, похоже, еще не добрались, но, имея в виду возможности материала, это дело наживное.
По исходным материалам и способам изготовления искусственный камень разделяется на следующие виды:
Главные достоинства акрилового камня – полное отсутствие пор и химическая стойкость. В быту это обеспечивает отменную санитарию и гигиеной: влагопоглощение акрилового камня составляет около 0,02% по весу; для сравнения у гранита – 0,33% а у мрамора – 0,55%. Акриловый камень можно мыть любыми бытовыми моющими средствами.
Второе, уже декоративное достоинство – сочетание вязкости с прочностью, характерное более для пластиков, чем для минеральных материалов, что позволяет делать каменные обои. Плиты акрилового камня промышленного изготовления имеют толщину в 6, 9 и 12 мм, но это обусловлено его последующей транспортировкой. Для использования на месте акриловый камень можно делать листами в 3-4 мм толщиной. Разумеется, такие листы требуют очень бережного обращения, но при наличии подходящей формы могут быть изготовлены во всю высоту стены.
И, наконец, декоративный искусственный камень на акриловом связующем обладает невысокой теплопроводностью в сочетании с большой теплоемкостью. Это дает при прикосновении ощущение живого тепла, вплоть до того, что в непрогретую пустую ванну из жидкого камня можно садиться раздетым, не испытывая дискомфорта.
Среди жидкого камня горячего отверждения выделяется кварцевый искусственный камень (справа на рис. с образцами камней) – молотый жильный кварц (наполнитель) со связующим из полиэфирной смолы ПМММ (полиметилметакрилат). Его термопрочность ограничена 140 градусов, но по механическим свойствам и стойкости он превосходит лучшие из природных камней. Дадим некоторые данные для сравнения; в скобках через дробь указаны значения для гранита рапакиви и мрамора:
Примечание : гранит рапакиви или глазчатый гранит – особо качественный его сорт из месторождений Фенноскандии. Рапакиви отделаны некоторые станции метро в Санкт-Петербурге.
Для изготовления литого искусственного камня, кроме камней свободной формовки (жидкого и монументального), требуются специфические материалы и оборудование:
Примечание : изделия из жидкого камня виброобработке при отверждении не подлежат, даже если помещаются на вибростенд – расползутся.
Вибростенд – сердце всего процесса изготовления декоративного камня и залог качества конечной продукции. Его конструкция, обеспечивающая отвердевание при надлежащей гомогенности (однородности) смеси, показана на рисунке. Такой стенд несложно сделать самому. Главный принцип – колебания платформы стенда должны происходить преимущественно в горизонтальной плоскости. При условии виброобработки возможно самостоятельное изготовление искусственного камня, сравнимого по качеству с промышленным.
Примечание : советы осуществлять виброотверждение покачиванием, подвижкой или подергиванием формы вручную исходят от людей, понятия не имеющих о физико-химии затвердевания компаундов для искусственного камня.
В качестве вибраторов используются любые маломощные электромоторы; общая их мощность – 30-50 Вт на 1 кв. м площади платформы стенда. Желательно ставить хотя бы два моторчика по углам платформы, а лучше – 4. Если используется один, то его лучше поместить в центре платформы, а поддоны с формами ставить по бокам. Запитываются моторы через реостат или тиристорный регулятор; это нужно для регулировки силы вибрации, см. ниже.
На валы моторов насажены эксцентрики. Точеные делать не обязательно, вполне подойдут U-образно изогнутые куски прутка или полосы, стянутые винтами. Скорость вращения моторов – 600-3000 об/мин. Меньшая скорость вызовет расслоение смеси, а большая не даст вибрацию нужной силы. Вибраторы туго, безо всяких прокладок, притягиваются к платформе стальными лентами и винтами или саморезами.
Платформа делается из плотного слоистого материала толщиной 8-20 мм: хорошей фанеры, стеклотекстолита, гетинакса. Ее слоистость важна: механические колебания в платформе должны более-менее свободно распространяться в горизонтальном направлении и быстро затухать по вертикали. Поддон с формами закрепляется на платформе скобками на винтах или саморезах.
Пружины должны быть одинаковыми и достаточно жесткими: под весом платформы в полном грузу они должны сжиматься не более чем на 1/5 своей длины. Кроме того, пружины должны быть широкими, чтобы заметно не изгибались в вертикальной плоскости под весом полностью нагруженной платформы.
Механическая характеристика пружин – линейная, т.е. они должны быть цилиндрическими из проволоки равномерного сечения. Любые прогрессивные пружины, в частности мебельные, непригодны. Шаг установки пружин – 300-600 мм по длине и ширине платформы, т.е. на платформу 1х1 м понадобится 9 пружин. В платформе и шасси (основании) стенда под концы пружин должны быть выбраны лунки или кольцевые канавки, иначе платформа соскользнет.
Шасси стенда лучше делать деревянное, ради поглощения тех же обертонов; металлическое может подзванивать. На опору (стол) его устанавливают на регулировочных винтах – горизонтальность платформы должна быть выдержана точно.
Для регулировки стенд с выключенными вибраторами полностью нагружают: ставят на него поддон с заполненными формами и закрепляют его. Чтобы не расходовать зря рабочую смесь, в формы для веса кладут модели, по которым они делались.
Затем пузырьковым уровнем выверяют и выставляют регулировочными винтами шасси горизонтальность платформы. После этого прямо на формы ставят обычное фаянсовое блюдечко с шариком от подшипника диаметром 5-6 мм, выводят регулятор вибраторов на минимум и включают их.
Плавно добавляя мощность, добиваются, чтобы шарик начал подскакивать на блюдечке, а затем осторожно ее сбавляют, пока он не начнет опять просто бегать по блюдечку и временами подзванивать. На этом регулировка стенда заканчивается.
Примечания:
- При переходе на другой вид изделия регулировку стенда нужно делать заново, как по горизонтальности, так и по силе вибрации.
- Ориентация эксцентриков на валах моторов большого значения не имеет; вибраторы лишь вводят в резонанс систему платформа-пружины-гасители. Для облегчения регулировок можно включить вибраторы на полную мощность при пустой платформе, выключить, заметить, в каком положении остановились эксцентрики, и переставить их единообразно, но это уж для любителей повозиться по мелочам.
Видео: изготовление декоративного камня из цемента с использованием вибростенда
Модели
В качестве моделей для литейных форм обычно используются готовые декоративные камни промышленного производства или подходящие природные. И в том, и в другом случае набор размеров, форм и рельефов конечной продукции ограничен. Между тем почти везде буквально под ногами валяется прекрасный материал для изготовления собственных уникальных моделей: простецкая овражная глина. Никаких разрешений на ее использование в умеренных количествах не требуется; овражная глина не считается полезным ископаемым, т.к. на гончарные изделия и в строительство не годится. Но для моделей вполне подойдет.
Анализов на жирность, адгезию, примеси органики и т.п. тоже не нужно, лишь месилась и лепилась. Для объемных моделей глину замешивают густо, до консистенции пластилина. Чтобы модель при сушке не потрескалась, вылепляют ее на болване из отходов древесины, пенопласта, упаковочного картона, кусков пластиковых бутылок и т.п. Подводят болван пластилином до такой степени, чтобы слой глины был не толще 6-12 мм.
Для изготовления моделей облицовочных плиток определенного размера делают решетку из полосок тонкого гладкого пластика. Металл использовать нежелательно: может приржаветь или зацепиться заусенцем. Какой должна быть высота решетки? Тут возможны два случая:
- 6-12 мм для гипсового и бетонного камня и от 3 мм для акрилового – под жидкую глину без лепки.
- 20-40 мм под густую глину с лепниной.
В обоих случаях ровный щит застилают полиэтиленовой пленкой, ставят на него решетку и заполняют ее ячейки глиной. Щит нужно заранее разместить в защищенном от прямых солнечных лучей месте, иначе модели при сушке потрескаются. Рядом с решеткой «ляпают» комочек глиняного раствора для контроля сушки.
В низкую решетку наливают глину доверху и оставляют сохнуть как есть. По высыхании каждая плитка сама по себе приобретет естественный уникальный рельеф. В высокую решетку густую глину накладывают слоем толщины под конечный материал (см. выше) и формируют нужный рельеф вручную. Можно делать надписи, барельефы, иероглифы, магические знаки и пр.
Сушат модели под навесом в тени на легком сквознячке. Сушка занимает 2-5 суток в зависимости от погоды. Ее можно ускорить, подвесив не ниже 2 м над моделями инфракрасную лампу 100-200 Вт или электрокамин (не масляный конвекционный!), включенный через мощный диод, чтобы работал на половину мощности. За сушкой следят по контрольному комочку: если его испод высох, и под пальцами не мнется, можно делать формы.
Формы
Формы для искусственного камня в основном используются следующих видов:
- Разовые глиняные на выплавляемой восковой модели – для ваяния и художественного литья.
- Полиуретановые промышленного изготовления (на рис. слева) – для мелкотоварного производства; стоят денег, но долговечны.
- Силиконовые самодельные (справа на рис.) – для домашнего мастерства или штучного производства. Ресурс – до нескольких десятков отливок.
Для изготовления силиконовой формы модель, или набор моделей для плитки, выкладывают на ровную устойчивую поверхность, застеленную полиэтиленом и окружают бортиком на 10-20 мм выше верхушек моделей. Модели и внутренность бортика смазывают консистентной смазкой: солидолом, циатимом, шахтолом. Щит с формами выставляют горизонтально по уровню, чтобы верхняя поверхность силикона (которая затем будет днищем формы) также оказалась горизонтальной.
Силикон нужен кислотный, тот дешевый, от которого вовсю несет уксусом. Силикон из тубы выдавливают на модели по спирали от центра к краям и к бортику до заполнения ячейки. Чтобы избежать пузырей, силикон разгоняют флейцевой кистью, каждый раз макая ее в пенистый раствор любого жидкого моющего средства для посуды. Мыльный раствор не годится, он имеет щелочную реакцию, что может испортить кислотный силикон. По заполнении ячейки с моделью поверхность силикона заглаживают шпателем, также смачивая его в моющем.
Сушат форму так же, как и глину, но уже без инфракрасной подсветки, иначе пойдут пузыри. Зато значительно ускоряет сушку проветривание. Скорость высыхания силикона составляет около 2 мм/сутки. Для контроля сушки можно рядом с формами поставить колечко (обрезок трубы) и заполнить его силиконом. Сушить нужно до полного высыхания.
Видео: самодельные формы для искусственного камня
Литейные смеси
Гипсовый камень
Смесь для гипсового камня готовят мелкими порциями на одно-несколько изделий; ее живучесть – до 10 мин. Желательно смесь заливать в форму в течение 3-4 мин от начала замеса. Состав:
- Гипс;
- Лимонная кислота – 0,3% по весу от гипса, для замедления затвердевания;
- Вода – 0,8-0,9 по объему от гипса для стартового слоя и 0,6 от объема гипса для основной массы;
- Пигмент – 2-6% по весу от гипса в зависимости от колера, подбирается на пробных образцах.
Бетонный камень
Основа – цементно-песчаный раствор, но соотношение компонент обратное строительному: на 3 части цемента 1 часть песка. Пропорция пигмента – как для гипса. Допустимы полимерные присадки. Подробнее об изготовлении бетона .
Литой акриловый камень
Акриловый камень делают на основе акриловой смолы с отвердителем. Допустимая доля минерального наполнителя, включая пигмент – 3:1 в расчете на готовую смесь; доля пигмента (те же 2-6%) считается по весу от наполнителя.
Например, по инструкции смолу с отвердителем нужно смешивать 5:1; это даст 25% веса компаунда. На наполнитель с пигментом остается 75%. Допустим, пигмента по результатам пробы требуется 4%. Тогда конечный состав выйдет таким: смола – 20%; отвердитель – 5%; наполнитель – 71% и пигмент – 4%.
Т.е., расчет состава компаунда ведем от связующего – смолы с отвердителем. Уменьшение доли наполнителя улучшает термопластичность изделия и его упругость, но уменьшает механическую прочность. В качестве наполнителя берут каменную крошку, гравий, отсев. Наполнитель нужно промыть с моющим для посуды, прокалить и снова промыть чистой водой.
Сначала пигмент вводят в наполнитель, затем смолу смешивают с отвердителем, вводят наполнитель с пигментом и перемешивают. Жизнеспособность смеси от введения отвердителя в смолу – 15-20 мин; время схватывания – 30-40 мин; время готовности к использованию – сутки.
Жидкий камень
Материалы для жидкого камня довольно дороги, поэтому используются два состава: лицевой и грунтовочный. Различаются они составом и долей наполнителя. Грунтовочный состав, в порядке введения компонент:
- Гелькоут – 20%.
- Микрокальцит – 73%.
- Отвердитель – 1%.
- Ускоритель – 6%.
На лицевой состав идет 40% гелькоута, отвердителя с ускорителем как для грунта; остальное – наполнитель с пигментом. Времена жизнеспособности, схватывания и готовности те же, что и для акрилового камня.
Пигменты
Пигменты для искусственного камня применяются сухие порошкообразные, пастообразные и жидкие, минеральные и синтетические. Пигмент-порошок вводят в сухой наполнитель или гипс; жидкий пигмент вводят в замес. С помощью пигментной пасты можно добиться пятнистой или полосатой окраски камня. Для этого ее вводят шприцем в замес перед самым концом замешивания.
Разделители
Разделительные составы для разных видов искусственного камня используются различные:
- Для гипсового – раствор воска в скипидаре 1:7. Восковую стружку мелкими порциями при помешивании добавляют в скипидар, разогретый на водяной бане до 50-60 градусов.
- Для бетонного – консистентные смазки, как для глиняных форм.
- Для акрилового литого – раствор стеарина в стироле 1:10; в крайнем случае – высококачественная консистентная смазка (циатим, фиол).
- Для жидкого камня – стеарин в стироле в указанной пропорции.
Песчаная подушка
Объемную силиконовую форму от вибрации и нагревания застывающего гипсового или акрилового компаунда может распереть, поэтому ее перед литьем углубляют в чистый сухой мелкий песок, насыпанный на поддон, на 2/3 или 3/4. Горизонтальность зева формы проверяют уровнем.
Термопистолет
Термопистолет – это что-то вроде миниатюрного строительного фена, дающий тонкую сильную струю горячего воздуха. Кроме сваривания готовых деталей из акрилового камня, с его помощью удобно собирать пластиковые рамки при изготовлении силиконовых форм.
Литье
Полная технология литья жидкого камня предполагает стартовый и базовый этапы. Соответственно, ради экономии и качества готовят стартовую (лицевую) и базовую смеси. Если наполняются мелкие плоские формы без рельефа на поверхности, то используют сразу лицевые смеси.
Стартовая смесь – жидкая, хорошо облекающая поверхность формы, с декоративным наполнителем и пигментом. Ее наносят на форму кистью. Гипс и цемент с песком для старта разводят жидко; в акриловой смеси уменьшают долю наполнителя с пигментом до 60-50%, увеличивая соответственно долю смолы с отвердителем.
Базовым составом доливают форму после схватывания стартового. Наполнителем для акрила берут микрокальцит без пигмента; он даст хороший фон, на котором проявятся декоративные достоинства лицевого наполнителя. Базовый гипс замешивают до густоты сметаны.
При литье бетона базовую заливку делают в два приема: налив форму до половины, накладывают пластиковую армирующую сетку, не доходящую до края формы, затем доливают до края. Базовую заливку разглаживают вровень с краем формы шпателем. При заливке акрилом шпатель должен быть чистым, обезжиренным, из полированного металла.
В начале схватывания по поверхности отливки (которая будет исподом изделия) прочерчивают канавки для лучшего сцепления со связующим при . На время всех операций с отливкой вибростенд выключают. Гипсовый литой камень для повышения стойкости после выемки из формы обрабатывают разогретым на водяной бане растительным маслом.
Видео: простое изготовление искусственного камня – от смеси до готового материала
Часть 1
Часть 2
Формовка жидкого камня
Изделия из жидкого камня делают напылением или обволакиванием, прямым или обратным. При прямом нанесении основу из дерева, ДВП, ДСП, МДФ покрывают сначала грунтом слоем 3-4 мм, а затем наносят декоративный слой. Это просто, но поверхность изделия выходит шершавой из-за выступающих гранул наполнителя, что требует трудоемкой шлифовки и полировки.
Более технологичен обратный способ: с чашей для мойки может быть изготовлена им самостоятельно за 2-4 часа, а при наличии готовых матриц возможно массовое производство. При обратном способе матрицу, обратную изделию, покрывают разделителем, наносят компаунд, накладывают доску древесной основы и придавливают пригрузами. Если внутренняя поверхность матрицы зеркально-гладкая, то такой же выйдет и столешница без дополнительной обработки.
Монументальная формовка
Валуны, глыбы, плитняк формуют из бетонного состава на болване, обтянутом кусками тонкой гибкой арматурной сетки на проволочных скрепках. Сначала готовят очень сухой, с минимальным количеством воды, раствор без пигмента. Лепешками из него облепляют болван так, чтобы их края соприкасались. После схватывания основы, но пока она еще влажная, готовят рабочий раствор нормальной консистенции с пигментом, и доводят им изделие до формы. От дождя на период полного застывания (40 суток) закрывают навесом из пленки.
Стоунхендж на огороде
Ландшафтный искусственный камень должен иметь древний вид, для этого его спустя сутки-двое после схватывания состаривают:
- Натирают весь, более солнечную сторону, охрой с примесью газовой сажи; сажа как пигмент есть в продаже. Это создаст видимость коры выветривания.
Из статьи вы узнаете, как изготовить искусственный камень для отделки стен, о его свойствах и видах, ознакомитесь с технологией работ, оборудованием и необходимыми материалами.
Содержание статьи:
Искусственный камень - это материал, полученный из застывшей смеси различных компонентов. Он известен очень давно: затвердевший известковый раствор, например, или обычный кирпич тоже относится к камням такого вида. Однако только в современном мире искусственный минерал занял лидерство при создании ландшафтного дизайна и декоративной отделке домов. Причиной этому являются новейшие технологии и материалы, благодаря которым изготовление декоративного камня стало возможным даже в домашних условиях.
Другое дело - искусственный камень. По своей стойкости и механическим свойствам он не уступает своему природному аналогу и может превосходить его, даже изготовленный кустарным способом.
Кроме того, искусственный камень обладает важными преимуществами:
В домашних условиях изготавливать такой материал несложно. Успех в этом деле зависит от наличия хорошей формы для литья изделий. На качестве экономить не стоит, поэтому покупать дешевую пластиковую форму, которая сломается после небольшого количества заливок не рационально. Наиболее долговечными и надежными считаются формы, изготовленные из силикона или полиуретана.
В целом, весь производственный процесс состоит из нескольких этапов. Это изготовление модели камня, литейной формы, заливка и формование смеси, введение пигментов и полимеризация материала до получения готового изделия. Рассмотрим подробнее каждый из шагов.
Ее использование для домашних нужд не требует никаких разрешений, овражная глина не входит в число полезных ископаемых. Анализы на примеси, жирность и тому подобное также не нужны, лишь бы она замешивалась или лепилась.
Модели плиток для облицовки изготавливают при помощи решетки, выполненной из полос гладкого и тонкого пластика. При выборе высоты решетки исходят из двух вариантов: для бетонного и гипсового камня она принимается равной 6-12 мм и свыше 3 мм - для камня из акрила под жидкую глину или 20-40 мм под глину с лепниной.
Во всех случаях берут ровный щит и застилают его ПВХ-пленкой, затем устанавливают решетку и заполняют глиной ее ячейки. Для расположения щита заранее выбирается место, защищенное от лучей солнца, в противном случае при сушке модели покроются трещинами. Контроль сушки можно производить с помощью комочка глины, прилепленного возле решетки.
Низкая решетка заполняется жидкой глиной доверху. После высыхания каждая полученная плитка естественным образом приобретает уникальный рельеф. Высокая решетка заполняется густой глиной слоем, толщина которого ориентируется под конечное изделие.
Нужный рельеф формируется вручную. На поверхности можно делать барельефы, надписи, магические знаки, иероглифы и прочее. Сушка таких моделей происходит в тени под навесом и занимает в зависимости от погодных условий от двух до пяти суток. Ее скорость можно увеличить, если подвесить над моделями на высоте не ниже 2-х метров инфракрасную лампу мощностью 100-200 Вт.
Щит с уложенными на него образцами устанавливают в строго горизонтальном положении для получения ровной поверхности силикона, которая в будущем станет днищем литейной формы.
Для заполнения конструкции выбирается дешевый кислотный силикон, имеющий сильный запах уксуса. Из тубы его выдавливают прямо на модели, начиная по спирали от середины к бортику до тех пор, пока ячейка не заполнится материалом. Чтобы исключить образование пузырей, силикон распределяют флейцевой кисточкой, обмакивая ее каждый раз во вспененный раствор моющего средства для ухода за посудой. Раствор мыла для этой цели не годится. В его состав входит щелочь, которая может повредить кислотный силикон.
После заполнения ячейки поверхность состава заглаживают металлическим шпателем, периодически смачивая его в средстве для мытья. Сушку формы выполняют так же, как и глиняной модели, но без инфракрасной лампы, избегая появления пузырей. Зато проветривание сушку значительно ускоряет. Силикон высыхает со скоростью 2 мм в сутки. Для контроля над процессом рядом с формами кладут колечко, заполненное силиконом. Ресурс таких изделий - около сотни отливок.
На форму такие смеси наносят кистью. Песок с цементом и гипс для стартовой смеси разводят до жидкой консистенции, в акриловой смеси долю пигмента с наполнителем уменьшают до 60%, соответственно увеличивая часть смолы с отвердителем.
После полимеризации стартового состава форму доливают базовой смесью. В качестве наполнителя для акрила используют микрокальцит. Он дает фон, на котором отлично проявляются декоративные свойства лицевой смеси.
Базовый раствор гипса замешивают до консистенции сметаны. При заливке бетонного камня базовый слой изготавливают в два приема: вначале форму заливают наполовину, затем укладывают армирующую пластиковую сетку, а потом смесь доливают до краев.
После выполнения этой процедуры с помощью шпателя разглаживают базовую заливку вровень с краями формы. В начале полимеризации по отливке прочерчивают борозды для увеличения сцепления изделия с вяжущим материалом при будущей облицовке.
Во время отливки вибростенд должен быть выключен. Гипсовый камень после извлечения из формы обрабатывают горячим растительным маслом для повышения стойкости к внешним воздействиям.
Смотрите видео об изготовлении искусственного камня:
Искусственные камни производятся уже давно. Вещество представляет собой застывшую смесь из определенных материалов. Тот же кирпич или известковый раствор также можно отнести к категории искусственных. Однако в данной статье речь пойдет об искусственных камнях, которые нашли применение в декоративной отделке домой и ландшафтном дизайне. В статье вы также узнаете процесс изготовления подобных материалов в домашних условиях, а также технологию создания камней своими руками.
Некоторые задаются вполне резонным вопрос, для чего создавать искусственные камни, когда природой уже созданы настоящие шедевры в диких условиях. Логика определенная есть, однако сравнивая два типа камней – искусственные и природные, можно заметить, что природный материал является очень дорогим. Далеко не каждому под силу приобрести подобные камни для украшения дома или прилегающего участка. К тому же камень очень хрупкий, поэтому возникают большие проблемы с его распилом. Если же оставить в исходной форме, то он окажет слишком большую нагрузку на стены и перекрытия по причине огромного веса.
Подобных проблем не возникнет, если попытаться сделать искусственный камень своими руками или приобрести такой материал в строительном магазине. Механические свойства, качество, стойкость, внешний вид – по всем этим показателям имитация ни в чем не уступает природному аналогу. Можно выделить и несколько других важных достоинств:
Если поставить природный и кустарно изготовленный камни рядом, то обычный человек даже не сможет найти отличия. Благодаря современным технологиям создавать камни в домашних условиях можно с учетом всех особенностей природных аналогов, избегая всех их недостатков, сохраняя лишь положительные качества. Поверхность может быть абсолютно любой, к примеру, произвольно-декоративной, представлять собой срез пиленого минерала, а также имитировать неровные края в виде сколов.
Производство искусственных камней ведется самыми разными способами. В зависимости от этого, а также от исходных материалов, на основе которых готовится материал, выделяют следующие виды камней:
Основная причина, вынуждающая заниматься изготовлением раствора и последующим производством искусственных камней дома, заключается в низкой себестоимости готовой продукции. Даже при том, что цена на товар существенно ниже природных камней, все равно для многих такие финансовые затраты являются неприемлемыми. При обладании достаточными навыками, знаниями, опытом и инструментами, можно относительно недорого сделать именно такой камень, который подойдет для вас лучше всего для отделки стен и других поверхностей любых площадей.
Весь процесс приготовления камней включает в себя несколько этапов, о каждом из которых мы подробно поговорим. Среди основных стадий следует выделить создание моделей камней, подготовка линейной формы, замешивание готовой смеси с ее последующей формовкой, а также добавление пигментов или красителей в случае необходимости.
Естественно, создание качественного искусственного камня без соответствующего оборудования представляет собой невыполнимую задачу. Для осуществления наших планов потребуется следующий перечень инструментов и приспособлений:
В качестве моделей для создания литейных форм можно использовать различные варианты. Так, подойдут обычные натуральные камни соответствующих размеров и форм, но можно приобрести несколько заготовок в магазине. Однако независимо от выбранного варианта, набор форм и рельефов поверхности будет серьезно ограничен. Выход из ситуации очень прост – это обычная глина, которая представляет собой практически бесконечный материал для создания необычных и уникальных моделей. Причем материал, платить за которым вам не придется.
В отличие от других природных веществ, которые можно было бы использовать для аналогичных целей, работа с глиной не требует никаких дополнительных разрешений. Глина изначально подходит для создания моделей, нет необходимости в выполнении анализов на жирность и содержание каких-либо примесей.
Требуется собрать специальную решетку, состоящую из полос тонкого и гладкого пластика. Высота решетки зависит от нескольких факторов, в том числе исходный материал, из которого производится камень. Так, под глину с лепниной понадобится решетка высотой до 40 мм, для акриловых камней из жидкой глины высота составит не более 3 мм, а для гипсовых и бетонных субстанций данный показатель находится в диапазоне от 6 до 12 мм.
В общем случае используется ровный щит, который укатывается пленкой из ПВХ. На этот щит в последующем будем ставить решетку, каждую из ячеек которой заполним глиной или любым другим раствором. Специалисты советуют располагать решетки в местах, защищенных от действия прямых солнечных лучей. Ведь солнце способно повредить фактуру поверхности готовых изделий, поскольку лучи приводят к появлению многочисленных трещин и сколов. Если выбрана низкая решетка, то раствор заливается в нее практически доверху. Это обеспечит уникальный и естественный рельеф после полного высыхания. Для высокой решетки уровень заполнения состава регулируется исходя от необходимой высоты или толщины готового изделия.
Напоследок отметим, что мастер может самостоятельно изменять рельеф поверхности камней, создавая различные необычные знаки, руны или даже иероглифы. В любом случае, сушка искусственных камней должна проводиться в сухом месте, где, как уже было указано, нет прямого солнечного света. Как показывает практика, может потребоваться до пяти суток в зависимости от уровня влажности и температуры.
Для ускорения процесса засыхания можно воспользоваться дополнительными инструментами, к примеру, инфракрасной лампой мощностью до 200 Вт. Лампу следует расположить на расстоянии около двух метров. Это имеет значение, поскольку слишком близкое расположение может вызвать тот же эффект, что и солнце, то есть камень покроется сетью трещин. А от лампы, которая висит слишком далеко, никакого положительного эффекта и вовсе не будет.
Создавая искусственные камни своими руками, рекомендуется воспользоваться формами из силикона, сконструировать которые вы также сможете без лишних проблем. Нам потребуется прямая ровная поверхность, застеленная пленкой. На эту пленку выкладываем любое количество моделей и окружаем бортиком, который приблизительно на 2 см выше уровня внешней поверхности модели. Вдобавок нам потребуются некоторые дополнительные вещества, к примеру, солидол или аналогичные жирные смазки, которыми смажем саму модель, а также внутреннюю часть ограждения.
Собранный таким образом щит, который в обязательном порядке следует располагать в строго горизонтальном порядке, в дальнейшем будет использоваться в качестве днища для литейной формы.
Следующий этап работы включает в себя заполнение щита кислотным силиконом. Как правило, подобные вещества отличаются характерным неприятным запахом уксуса. Силикон выдавливается прямо из баллончика или тюбика на модели для литья. Начинать следует от середины бортика, силикон при этом заполняется по спирали. В случае необходимости силикон следует размазывать флейцевой кистью для предотвращения возникновения пузырей. Чтобы эффект был максимальный, кисть обмакивается в специально разведенный раствор, желательно, из средства для ухода за посудой. Мыло, разбавленное в воде, нам не поможет, поскольку входящая в его состав щелочь негативно сказывается на силиконе.
На этом, в принципе, все. Когда силиконовый раствор полностью заполнит ячейки, при помощи металлического шпателя аккуратно разглаживаем поверхность, не забывая смачивать шпатель в том же растворе, который мы сделали для макания кисточки. Оставляем форму в сухом месте на несколько дней.
В этот раз инфракрасная лампа нам не поможет, но если хотите ускорить процесс засыхания, то добиться эффекта можно при помощи вентилятора, поскольку проветривание существенно увеличивает скорость засыхания силикона. Напоследок отметим, что готовое изделие будет служить при изготовлении искусственных камней очень долго. Так, если все было сделано правильно, то ресурс составит более сотни отливок.
Чтобы искусственные камни, изготовленные в домашних условиях, соответствовали вашим требованиям и ожиданиям в плане красоты, качества и прочности, необходимо замешивать смеси в правильных пропорциях. Если говорить о бетонных камнях, то в качестве его основы выступает смесь из песка и цемента. При этом следует к одной доле песка добавить три доли цемента. В случае добавления полимерных присадок или минеральных красителей, их вес не должен превышать 6 процентов от веса готового изделия.
С камнями, для производства которых используется гипс, дело обстоит несколько иначе. Раствор включает в себя такие элементы, как непосредственно гипс, а также вода объемом около 80 процентов от объема гипса. То есть соотношение практически один к одному. Кроме этих составляющих потребуется добавить 0.3% лимонной кислоты. Масса же пигментов остается прежней – до 6 процентов от массы всей смеси.
При этом следует учесть, что гипсовый раствор может храниться лишь в течение 10 минут, после чего он теряет свои эксплуатационные характеристики. В связи с этим готовить порции необходимо маленьких размеров, иначе большая часть смеси будет безнадежно испорчена.
Нельзя не рассказать об акриловых камнях, которые являются очень популярными и востребованными. Материал создается из отвердителя и акриловый смолы, причем соотношение составляет один к трем соответственно. Отвердитель включает в себя минеральные пигменты, а также различные наполнители, в том числе отсев, каменная крошка или обычный гравий. Следует отметить, что для увеличения прочности камня гравия или каменной крошки потребуется добавить как можно больше, однако это негативным образом скажется на упругости изделия.
Рецепт производства акрилового камня очень прост. Для начала наполнитель тщательно промывается в любом моющем средстве, после чего промывают в чистой воде, прокаливают и снова отправляют в чистую воду. После этого остается лишь ввести краситель в наполнитель, перемешать и добавить смолу из акрила с тщательным размешиванием до получения смеси однородной консистенции. Раствор может быть пригоден к использованию в течение 20 минут после его создания, поэтому опять же потребуется готовить небольшие порции смеси.
Можно использовать самые разные пигменты, которые разделяются на минеральные, синтетические, порошкообразные, жидкие и многие другие. Тип каждого конкретного пигмента зависит от смеси и используемых исходных веществ. К примеру, жидкие наполнители следует вводить лишь при замешивании раствора, тогда как порошкообразный пигмент отлично подходит для добавления в сухую смесь. Некоторые пигменты выпускаются в виде густого пастообразного вещества. Добавляя такой краситель при помощи шприца в самом конце, можно достичь пятнистой или полосатой окраски камня.
Напоследок отметим, что выбор материала для искусственного камня также определяется требованиями к отделке. К примеру, акриловые материалы лучше всего подходят для внутренней отделки, а прочный бетонный камень, отличающийся замечательными влагостойкими показателями, будет идеальным вариантом для наружных стен и перекрытий.